Христианское образование в Индии и Японии в XIX веке
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
129


Скачивания
4
УДК
33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
93/94 История
32 Политика
Дата выпуска
26.04.2023
Год выпуска
2023
DOI
10.31857/S086919080022567-0
Христианское образование в Индии и Японии в XIX веке
Аннотация

В статье проводится сравнительный анализ особенностей христианского образования в Индии и Японии на протяжении XIX века, когда христианские миссионеры начали вести в обеих странах систематическую работу. Миссионеры, прежде всего протестанты, считали распространение знаний и научной картины мира предварительным этапом на пути обращения к христианству, поэтому учреждение школ и высших учебных заведений было важным элементом их деятельности в Индии и Японии. В обеих странах христианские образовательные учреждения сыграли важную роль в модернизации образовательной системы. Они оказали влияние на усовершенствование педагогических методик, повышение доступности образования среди различных социальных групп, а также на борьбу с предрассудками и нежелательными социальными практиками. Миссионерские школы способствовали распространению английского языка, в Индии они также внесли вклад в становление образования на новоиндийских языках. В Индии деятельность христианских миссионеров получала поддержку со стороны британских властей, которые были заинтересованы в подготовке кадров для колониальной администрации, но в то же время противодействовали проповеди и евангелизации учащихся. В Японии правительство Мэйдзи на первом этапе рассматривало миссионеров в качестве проводников передовой западной культуры и оказывало поддержку христианским образовательным инициативам. В последние десятилетия XIX в., в связи с нарастанием национализма, японские христиане утратили лидирующие позиции в сфере образования и вынуждены были принимать участие в пропаганде идеологии государственного синтоизма и милитаризма.

Об авторах
Бертова Анна Дмитриевна
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Десницкая Евгения Алексеевна
Институт восточных рукописей РАН
Библиография

1. Бертова А.Д. Некоторые аспекты влияния христианства на формирование новых принципов образования в Японии в конце XIX – начале XX в. Asiatica: Труды по философии и культурам Востока. 2015. №9. С. 143–149.

2. Бертова А.Д. Самураи и христианство: к вопросу о сословной принадлежности японских христиан второй половины XIX века. Международный журнал исследований культуры. 2018. № 4 (33). С. 132–146

3. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. Конец XVI – XX века. М.: Наука, 1986.

4. Китагава Дж.М. Религия в истории Японии. СПб.: Наука, 2005.

5. Османов Е.М. Особенности морального воспитания и специфика подготовки к военной службе японских школьников периода Мэйдзи (1868-1912) // Известия ДГПУ. 2017. Т. 11. №1. С. 10–19.

6. Кирисутокё то нихон-но синсо (Христианство и глубинный слой японской [культуры]; キリスト教と日本の深層). Под ред. Като Синро (加藤信朗). Токио: Ориэнсу сюкё кэнкюдзё, 2012.

7. Скороходова Т. Г. Младобенгальцы. Очерки истории социальной мысли Бенгальского Возрождения. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2012.

8. Скороходова Т. Г. Раммохан Рай: родоначальник Бенгальского Возрождения. СПб: Алетейя, 2008.

9. Такахаси Масао (高橋昌郎). Мэйдзи-но кирисуто-кё (Христианство периода Мэйдзи; 明治のキリスト教). Токио: Ёсикава кобункан, 2003

10. Фуруя Ясуо (古屋安雄). Нихон-но кирисутокё-ва хоммоно ка? Нихон кирисутокёси-но сёмондай (Настоящее ли японское христианство? Проблемы истории японского христианства; 日本のキリスト教は本物か? 日本キリスト教史の諸問題). Токио: Кёбункан, 2011.

11. A History of Japanese Religion. Ed. K. Kasahara. Tokyo: Kosei Publishing, 2001.

12. Bellenoit H. J. A. Missionary Education and Empire in Late Colonial India, 1860–1920. London: Pickering & Chatto, 2007.

13. Burton E. D. The Status of Christian Education in India // The American Journal of Theology. 1910. Vol. 14. No.2. Рр. 169–191.

14. Dodson M. S. Re-Presented for the Pandits: James Ballantyne, 'Useful Knowledge,' and Sanskrit Scholarship in Benares College during the Mid-Nineteenth Century // Modern Asian Studies. 2002. Vol. 36. No. 2. Pр. 257–298.

15. Kumar K. Political agenda of education: A study of colonialist and nationalist ideas. New Delhi: Sage, 2005.

16. Kunieda M. Umeko Tsuda: a Pioneer in Higher Education for Women in Japan. Espacio, Tiempo y Educación. 2020. 7(2). Pp. 29–45.

17. Laird, M.A. Missionaries and Education in Bengal: 1793–1837. Oxford: Clarendon Press, 1972.

18. Miller W., Ewing J. C. R. Christian Education in India. The American Journal of Theology. 1910. Рр. 427–440.

19. Munakata S. The Course and Problems of National Education – from the Meiji Period to the Present Day. The Developing Economies. 1965. Vol. 4. No. 4. Pp. 540–559.

20. Notehelfer F. G. L. L. Janes in Japan: Carrier of American Culture and Christianity. Journal of Presbyterian History (1962-1985). Missions and the American Ethos. 1975. Vol. 53. No. 4. Pр. 313–338.

21. Paramore K. Ideology and Christianity in Japan. London and New York: Routledge, 2009.

22. Sagar W. Place of Christian Education in Changing India. A Thesis Presented to the Faculty of the Religious Education Department, Asbury Theological Seminary. Abury, 1950.

23. Torikai K. Voices of the Invisible Presence: Diplomatic Interpreters in Post-World War II Japan. Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2009.

24. Yoneoka J. Janes’s Girls: The First Coed Students in Japan? The Kumamoto Gakuen University Journal of Liberal Arts and Sciences. 2013. Vol. 19. No. 2. Pp. 213–239.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас