Сикхские праздники и календарь Нанакшахи
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
564


Скачивания
30
УДК
33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
93/94 История
32 Политика
Дата выпуска
13.05.2022
Год выпуска
2022
DOI
10.31857/S086919080019253-5
Сикхские праздники и календарь Нанакшахи
Аннотация

В статье рассматривается история происхождения сикхского календаря Нанакшахи (принят в 1998 г., реформирован в 2003 г.) в контексте споров в сикхской общине в Индии и странах индийской диаспоры о судьбе учения и общины сикхов. Религиозный реформатор гуру Нанак (1469-1539) создал общину своих учеников (сикхи), которые, следуя за ним, поклонялись Единому Богу в его бестелесной (ниргун) форме. Традиция живых гуру длилась до 1708 г. и включала десять вероучителей сикхизма, каждый из которых считался реинкарнацией Нанака. Наряду с панджабскими сельскохозяйственными и новогодними праздниками северной Индии (Байсакхи, Холи, Дивали) календарные даты событий сикхской истории, прежде всего – даты рождения, смерти, принятия миссии сикхских гуру стали основными сикхскими праздниками. Существование значительной части сикхов в диаспоре еще в большей степени усложняет этот процесс и сохраняет альтернативные версии идентичности сикхов. Стремясь придать сикхам единообразие и единомыслие, сикхские духовные авторитеты ввели новый сикхский календарь. Инициатором его введения был индо-канадский сикх Пал Сингх Пуревал. Пуревал предложил взять за основу сикхского календаря солнечный тропический год вместо лунно-солнечного сидерического. Предложенный календарь точнее традиционного индийского, и близок григорианскому, что привело к обвинениям создателя календаря в принятии в качестве сикхского – календаря христиан. Пуревал утверждал, что новый сикхский календарь точнее старого североиндийского, и его введение внесет символическую границу между сикхами и индусами. Споры вокруг нового календаря, названного в честь гуру Нанака, привели к расколу общины сикхов. Официально новый календарь Нанакшахи принят, но часть сикхов ему не следует. Соответственно, в разное время они отмечают дни памяти сикхских гуру – гурпурб. При этом, даже в обновленном календаре некоторые праздники отмечают по старому североиндийскому календарю Викрам самват (Бикрами-самат).

Об авторах
Котин Игорь Юрьевич
ведущий научный сотрудник
МАЭ РАН (Кунсткамера)
Библиография

1. Альбедиль М.Ф. Праздники в Южной Индии. Индийские праздники: общее и локальное в календарной обрядности. Под ред. И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005. С. 113–143.

2. Барахмах. Перевод И.С. Серебрякова из текста «Грантх Сахиб», с. 1107–1109. Гуру Нанак. К 500-летию со дня рождения поэта и гуманиста Индии. Под ред. К.З. Ашрафян, Э.Н. Комарова. М.: Наука, 1972. С. 57–81.

3. Бочковская А.В. Милосердие лангара: ритуальное служение в «трапезных гуру». Вкус Востока. Гастрономические традиции в истории, культуре и религиях народов Азии и Африки. Под ред. Е. А. Баклановой и др. М.: МГИМО-Университет, 2019. С. 300–312.

4. Захарьин Б.А., Хохлова Л.В. Эволюция религиозного самосознания сикхов в ХV – первой половине ХIХ в. Ломоносовские чтения. М.: МГУ, 1999. С. 35–42.

5. Климишин И.А. Календарь и хронология. Мoscow: Progress, 1985.

6. Котин И.Ю., Успенская Е.Н. Календарные обычаи и обряды хиндустанцев. Индийские праздники: общее и локальное в календарной обрядности. Под ред. И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005(1). С. 10–75.

7. Котин И.Ю., Успенская Е.Н. Календарные праздники и обряды народов Южной Азии (на примере панджабцев). Индийские праздники: Общее и локальное в календарной обрядности: сборник статей. Под ред. И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005(2). С. 144–184.

8. Котин И.Ю. «Ади Грантх» и культурная память сикхов в Индии и в диаспоре. Радловский Сборник. Научные и музейные проекты МАЭ в 2016 г. Санкт-Петербург: МАЭ, 2017. C. 41–52.

9. Котин И.Ю. Два полугодия и два новых года в индийском календаре. Этнография. 2020. № 2. C. 131–153.

10. Краснодембская Н.Г. Праздники у маратхов. Индийские праздники: общее и локальное в календарной обрядности. Под ред. И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2005. С. 76–112.

11. Селешников С.И. История календаря и хронология. М.: Наука, 1977.

12. Успенская E.Н., Котин И.Ю. Сикхизм. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007.

13. Хохлова Л.В., Сикхский Лангар – символ социального равенства (страницы истории). Вкус Востока. Гастрономические традиции в истории, культуре и религиях народов Азии и Африки. Под ред. Е.А. Баклановой и др. М.: МГИМО-Университет, 2019. С. 313–322.

14. Nanakshahi Calendar released at Akal Takht Secretariat. The Tribune (Chandigarh). 25 September. 2021.

15. Ahluwalia P.M.S. Another Link on Nanakshahi Calendar. Sikh Scholar Defends ‘Nanakshahi’ Calendar He Created. http://faith.sikhcom.net (accessed: 02.09.2021).

16. Nanakshahi Calendar. BBC. www.bbc.co.uk/religion/religions/sikhism/customs/nanakshahi.html (accessed: 02.09.2021).

17. Oberoi H. The Construction of Religious Boundaries. Culture, Identity and Diversity in the Sikh Tradition. New Delhi: Oxford University Press, 2001.

18. Purewal P.S. Gurbani and Nanakshahi Calendar. http://purewal.biz/Gurbani_and_Nanakshahi_Calendar.pdf (accessed: 08.09.2021).

19. Purewal P.S. Nanakshahi Calendar (Reply to Mr. Gurcharanjit Singh Lamba’s Criticism of Nanakshahi Calendar First Implemented in 1999 CE). Edmonton: s.l., 2000.

20. Purewal P.S. Nanakshahi Calendar, 2000. Reply to Mr. Gurcharan Singh Lamba. http://www.nanakshahi.net (accessed: 08.09.2021).

21. Sikh Festivals: Sikh Festivals and Punjabi Calendar https://www.allaboutsikhs.com/sikh-way-of-life/sikh-festivals/the-sikh-calendar-gurupurabs-and-festival-dates (accessed: 08.09.2021).

22. Surjit Singh. Guru Gobind Singh’s Birth Anniversary: Akal Takht Rejects SGPC Plea to Extend Parkash Purv Day. Hindustan Times. 13 November, 2017.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас