Многоликий Бэс. Древнеегипетские терракотовые статуэтки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
1031


Скачивания
78
УДК
33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
93/94 История
32 Политика
Дата выпуска
07.03.2022
Год выпуска
2022
DOI
10.31857/S086919080017322-1
Многоликий Бэс. Древнеегипетские терракотовые статуэтки из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина
Аннотация

В статье рассматриваются четыре терракотовых статуэтки с изображением древнеегипетского бога Бэса и его женской ипостаси, приобретенные В.С. Голенищевым в Египте и находящиеся в запасниках Отдела Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина. Они разнообразны по сюжетам, форме и функциональному назначению и свидетельствуют о большой популярности этого «малого» божества в греко-римском Египте. Анализируемые предметы включены в контекст домашнего почитания бога Бэса, они служили «связующим звеном» между храмовыми празднествами и домашним культом, а также могли помещаться в гробницу в качестве погребального инвентаря или приноситься в храм как вотивные подношения. Бэс и Бэсет охраняли и помогали человеку в периоды, когда он сталкивался с силами хаоса – во время сна, болезни, в родах, в период войны. В первую очередь Бэс и Бэсет считались защитниками детства и материнства, способствовали зачатию и благополучным родам. Бэс был связан с пограничными состояниями человеческого здоровья и бытия, в том числе и в момент перехода в иной мир. Многоликость этого божества отражается в разнообразном спектре его функций; именно поэтому облик его одновременно и угрожающий и благопожелательный, устрашающий и комический, человеческий и звериный, юный и старый. Его образы происходят не из храмовой теологии, но из контекста домашних, частных обрядов. В этом отношении Бэс остается всецело «народным» богом, частью ежедневного жизненного цикла населения греко-римского Египта. В этой многоликости – один из секретов невероятной популярности Бэса, статуэтки которого распространились вместе с греками и римлянами по всей ойкумене, включая Северное Причерноморье. Причем и в такой удаленности от долины Нила он сохранил свою главную функцию и прежде всего, считался защитником детей.

Об авторах
Малых Светлана Евгеньевна
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН
Институт востоковедения РАН
Томашевич Ольга Владимировна
доцент
МГУ им. М.В. Ломоносова
Васильева Ольга Александровна
заведующая отделом Древнего Востока
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Библиография

1. Анохина Е.А., Дюжева О.П., Томашевич О.В. Египет IV–I тысячелетия до н.э. Больше, чем путеводитель. М.: ГМИИ им. А.С.Пушкина, 2017.

2. Берлев О.Д., Ходжаш С.И. Скульптура древнего Египта в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина. М.: Восточная литература, 2004.

3. Павлов В.В., Ходжаш С.И. Египетская пластика малых форм. М.: Искусство, 1985.

4. Томашевич О.В. Богиня Нейт – охранительница мертвых. Мероэ. Вып. 3. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1985. C. 227–238.

5. Томашевич О.В. Нейт саисская – богиня воды.Мероэ. Вып. 4. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1989. C. 190–200.

6. Ходжаш С.И. Изображения древнеегипетского бога Бэса в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Каталог. М.: Восточная литература, 2004.

7. Bailey D. Catalogue of the Terracottas in the British Museum. Vol. IV. Ptolemaic and Roman Terracottas from Egypt. London: British Museum Press, 2008.

8. Ballod F. Prolegomena zur Geschichte der zwerghaften Götter in Ägypten. Moskau: Buchdruckerei von H. Liessner und D. Sobko, 1913.

9. Bayer-Niemeier E. Griechisch-römische Terrakotten. Liebighaus – Museum Alte Plastik. Bildwerke der Sammlung Kaufmann I. Frankfurt: Verl. Gutenberg, 1988.

10. Breccia E. Terrecotte figurate greche e greco-egizie del museo di Alessandria. (Monuments de l’Égypte gréco-romaine, II.2). Bergamo: Officine dell’Istituto italiano d’arti grafiche, 1934.

11. Dasen V. Dwarfs in ancient Egypt and Greece. Oxford: Clarendon Press, 1993.

12. Dunand Fr. Catalogue des terres сuites gréco-romaines d’Égypte. Paris: Réunion des musées nationaux, 1990.

13. Dunand Fr. Le culte d’Isis dans le bassin oriental de la Méditerranée.Leiden: Brill, 1973.

14. Ewigleben C., Grumbkow J. von. Götter, Gräber und Grotesken. Tonfiguren aus dem Alltagsleben im römischen Ägypten. Hamburg: Museum für Kunst und Gewerbe, 1991.

15. Fischer J. Griechisch-Römische Terrakotten aus Ägypten. Die Sammlungen Sieglin und Schreiber. Dresden, Leipzig, Stuttgart, Tübingen. Tübingen: E. Wasmuth, 1994.

16. Fjeldhagen M. Catalogue Graeco-Roman Terracottas from Egypt. Ny Carlsberg Glyptotek. Copenhagen: Ny Carlsberg Glyptotek, 1995.

17. Frankfurter D. Religion in Roman Egypt. Assimilation and Resistance. Princeton: Princeton University Press, 1998.

18. Ghaliougui P., Wagner G. Terres cuites de l’Égypte gréco-romaine de la collection P. Ghaliougui. Mitteilungen des Deutschen archäologischen Institut, Abteilung Kairo. 1974. Bd. 30. S. 189–198.

19. Götter und Pharaonen. Roemer- und Pelizaeus-Museum Hildesheim; 29. Mai – 16. September 1979. Mainz: Von Zabern, 1979.

20. Keimer L. Das Bildhauer-Modell eines Mannes mit abgeschnittener Nase. Zeitschrift für ägyptische Sprache und Altertumskunde. 1954. Bd. 79. S. 140–143.

21. Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. Vol. II. Zürich, München: Artemis Verlag, 1984.

22. Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. Vol. III. Zürich, München: Artemis Verlag, 1986.

23. Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. Vol. IV. Zürich, München: Artemis Verlag, 1988.

24. Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae. Vol. VIII. Zürich, München: Artemis Verlag, 1997.

25. Lexikon der Ägyptologie. Hrsg. von W. Helck, E. Otto. Bd. I, III. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1975, 1980.

26. Lauer J.Ph., Picard Ch. Les statues ptolémaïques du Sarapeion de Memphis. Paris: Presses Universitaires de France, 1955.

27. Malaise M. Bes et la famille isiaque. Chronique d’Egypte. 2004. LXXIX. P. 266–292.

28. Manetho. With an English translation by W.G. Waddell. Cambridge: Harvard University Press, 1980.

29. Manniche L. ‘Bes’ Rooms. Nyord R., Ryholt K. (eds.). Lotus and Laurel: Studies on Egyptian Language and Religion in Honour of Paul John Frandsen. Copenhagen, Chicago: Museum Tusculanum Press,University of Chicago Press, 2015. Pp. 209–232.

30. Onderka P., Vrtal V. The Typhonium of Wad Ben Naga. Honegger M. (ed.). Nubian Archaeology in the XXIst Century. Proceedings of the Thirteenth International Conference for Nubian Studies, Neuchâtel, 1st–6th September 2014. OrientaliaLovaniensiaAnalecta 273. Louvain: Peeters, 2018. Pp. 415–422.

31. Perdrizet P. Les terres quites grecques d’Égypte de la collection Fouquet. Nancy, Paris: Berger-Levrault, 1921.

32. Petrie W.M.F. Kahun, Gurob and Hawara. London: K. Paul, Trench, Trübner, 1890.

33. Piankoff A. The Shrines of Tutankhamun. New York: Pantheon Books, 1955.

34. Quibell J. E. Excavations at Saqqara (1905–1906). Le Caire: Institut français d'archéologie orientale, 1907.

35. Quirke St. Ancient Egyptian Religion. London: British Museum Press, 1992.

36. Romano J. Notes on the Historiography and History of the Bes-Image in ancient Egypt. Bulletin of Australian Center of Egyptology. 1998. 9. P. 89–105.

37. Török L. Hellenistic and Roman Terracottas in Egypt. Roma: “L’Erma” di Bretschneider, 1995.

38. van Oppen de Ruiter В. Lovely Ugly Bes! Animalistic Aspects in Ancient Egyptian Popular Religion. Arts. 2020. 9(2), 51. Pp. 1–27.

39. Volokhine Yu. Quelques aspects de Bès dans les temples égyptiens de l’époque Gréco-romaines. In: Bricault L., Versluys M. (eds.). Isis on the Nile. Egyptian Gods in Hellenistic and Roman Egypt. Proceedings of the 4th International Conference of Isis Studies, Liège, November 27–29, 2008. Leiden, Boston: Brill, 2010. P. 233–255.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас