Представления о чистоте у тюрков Центральной Азии XI-XII вв.
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
1560


Скачивания
95
УДК
33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
93/94 История
32 Политика
Дата выпуска
31.10.2020
Год выпуска
2020
DOI
10.31857/S086919080011102-9
Представления о чистоте у тюрков Центральной Азии XI-XII вв.
Аннотация

Представления о чистоте/гигиене представлены в двух самых значимых памятниках тюркской словесности караханидской эпохи в Центральной Азии (кон. X -нач. XIII вв.) — «Словаре тюркских наречий» Махмуда Кашгарского и «Кутадгу Билик» Юсуфа Баласагунского, отразивших как быт тюрков-немусульман, так и мусульманскую дидактику.

«Диван лугат ат-турк», или «Словарь тюркских наречий», созданный Махмудом Кашгари между 1072 и 1077 гг. в Багдаде, является ценнейшим источником, в котором содержатся сведения о расселении тюркских народов XI в., быте, материальной культуре, истории, географии, этнографии, поэзии и фольклору тюркского оседлого и кочевого населения Центральной Азии. Этот памятник также зафиксировал и существовавшие на то время представления о гигиене и чистоте у различных тюркских племен, многие из которых на тот момент не  исповедовали ислам: Кашгари приводит довольно значительный пласт бытовой лексики, прямо или косвенно относящейся к чистоте питья и пищи, одежды, общей гигиене.

К этому же хронологическому периоду относится и другое значительное для эпохи Караханидов произведение — «Кутадгу Билик» («Благодатное знание»), дидактическая по­эма, написанная Юсуфом Баласагунским в 1068 г. и по­священная правителю Кашгара Богра-хану. Это — самый древний уйгурский да­тированный памятник мусульманского содержания. Памятник посвящен в большей степени нравственным качествам правителя и его окружения, их описание превалирует над прочими. В описании необходимых требований для таких должностей как повар или чашник, присутствует и категория «чистоты» (в т.ч. приготовленных снадобий, лекарств, напитков), однако в основном это качество и для них означает собой в большей степени морально-этическую категорию, связанную с верностью повелителю и личной честью.

Об авторах
Аникеева Татьяна Александровна
Старший научный сотрудник
Института востоковедения РАН
Библиография

1. Аникеева Т.А. Предания Коркута. Огузский героический эпос как источник по истории Центральной Азии IX–XI вв. М.: Вост. лит., 2018.

2. Ауэзова З.-А. М. Восприятие ислама тюрками в Диван Лугат ат-Турк. Махмуд ал-Кашгари. Диван лугат ат-турк. Пер., предисл., коммент. З.-А. М. Ауэзовой, индексы составлены Р. Эрмерсом. Алматы: Дайк-Пресс, 2005.

3. Бартольд В.В. Богра-хан, упомянутый в Кутадгу билик. Сочинения. Т. V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. М.: Наука, ГРВЛ, 1968. С. 419-424.

4. Бартольд В.В. Богра-хан. Сочинения. Т. II(2). Работы по отдельным проблемам истории Средней Азии. М.: Издательство восточной литературы, 1964. С. 506-508.

5. Будагов Л. (сост.). Сравнительный словарь турецко-татарских наречий с включением употребительнейших слов арабских и персидских с переводом на русский язык. Т. 1. СПб.: Типография Императорской академии наук, 1869.

6. Кононов А.Н. Поэма Ю. Баласагунского «Благодатное знание». Юсуф Баласагунский. Благодатное знание. Изд. подгот. С.Н. Иванов. Отв. ред. А.Н. Кононов. М.: Наука, 1983 (сер. «Литературные памятники»). C. 495-517.

7. Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1951.

8. Стеблева И.В. Поэтологический аспект формирования тюркоязычной межлитературной общности древности и средневековья. Проблемы особых межлитературных общностей. Под общ. ред. Д. Дюришина. М.: Наука, Восточная литература, 1993. С. 90-98.

9. Стеблева И.В. Жизнь и литература доисламских тюрков: историко-культурный контекст древнетюркской литературы. М.: Вост. лит., 2007.

10. Юсуф Баласагунский. Благодатное знание. Изд. подгот. С.Н. Иванов. Отв. ред. А.Н. Кононов. М.: Наука, 1983 (сер. «Литературные памятники»).

11. Arat R.R. (transl., ed.). Yusuf Has Hâcib. Kutadgu Bilig. Cilt I. Metin. İstanbul: Milli eğitim basımevi, 1947 [Arat R. R. (transl., ed.). Yusuf Has Hâcib. Kutadgu Bilig. Vol. I. Text. Istanbul: Milli eğitim basımevi, 1947 (In Turkish)].

12. Bregel Yuri (ed.). An Historical Atlas of Central Asia. Leiden: Brill, 2003 (Handbook of Oriental Studies. Section eight. Central Asia).

13. Dankoff R. Qarakhanid Literature and the Beginnings of Turco-Islamic Culture. Central Asian Monuments. Ed. by H.B. Paksoy. Istanbul: Isis Press, 1992. Pp. 73-80.

14. Dankoff R., Kelly J. (eds. and transl.). Maḥmud al- Kāšгarī, Compendium of the Turkic Dialects (Dīwān Luɣāt at-Turk). Part I. Harvard University Printing Office, 1982 (Sources of Oriental Languages and Literatures, 7).

15. Golden P. The Turkic World in Maḥmud al-Kashghari. Complexity of Interaction along the Eurasian Steppe Zone in the First Millennium CE. Ed. by J. Bemmann, M. Schmauder. Bonn: Vor- und Fruhgeschichtliche Archaologie Rheinische Friedrich-Wilhelms-Universitat Bonn, 2015. Pp. 503-556 (Bonn Contributions to Asian Archaeology. Vol. 7).

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас