Ориентализм и оксидентализм: место и время встречи
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
2567


Скачивания
95
УДК
33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
93/94 История
32 Политика
Дата выпуска
16.10.2019
Год выпуска
2019
DOI
10.31857/S086919080006515-3
Ориентализм и оксидентализм: место и время встречи
Аннотация

Статья посвящена обзору и определению терминов и понятий, связанных с цивилизационно-имаджинологическими взаимоотношениями условного «Запада» и условного «Востока» в исторической ретроспективе (начиная с возникновения термина «варвары» в Древней Греции и древнем Китае). Материал ставит перед собой цель расширить искусствоведческий терминологический вокабуляр, для чего автор вводит в обращение понятие «оксидентализм». Понимание этого явления, выразившегося в ограниченном и весьма элитарном увлечении культурой стран Западной Европы в Китае XVIII в., располагается в культурологической плоскости (в отличие от параллельной Саидовскому «ориентализму» социально-политической). Для определения оксидентализма как явления в статье ставится задача разобрать его неполное зеркальное соответствие направлению «ориентализм», существовавшему в европейских культуре и искусстве с XVI в. и обозначенному этим термином лишь в XIX в. Уточняются различия социологического и искусствоведческого понимания терминов «ориентализм» и «оксидентализм», даны характеристики основных сходств и различий этих явлений культуры – причины их возникновения, разница масштабов явлений, неполное соответствие самой сущности интереса к другому полюсу обитаемой ойкумены. В статье разбираются некоторые исторические прецеденты заинтересованности древнекитайских политиков в контактах с Древним Римом и высказываются предположения по поводу причин, приведших к преобладанию направленности вектора интереса с Запада на Восток, а не наоборот. Рассмотрена набирающая обороты современная тенденция удревнять контакты между Западной и Восточной цивилизациями. Отмечены актуальные и по-прежнему ожидающие исследования вопросы, связанные с комплексом проблем, очерчивающих «ориенталистически-оксиденталистический» дискурс, и приведены причины возникновения и характеристики «оксиденталистского» направления в культуре стран Дальнего Востока, в частности, Китая, заметно уступающие по масштабу европейскому ориентализму как культурному феномену.

Об авторах
Дубровская Динара Викторовна
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН. Доцент Восточного факультета Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН)
Институт востоковедения РАН; Государственный академический университет гуманитарных наук
Библиография

1. Alaev L. B. Oriental Studies, Eurocentrism, and Civilizational Values. Journal of the Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences. 2018. No. 1. Pp. 30–38 [Алаев Л. Б. Востоковедение, европоцентризм, ориентализм и цивилизационные ценности. Вестник Института востоковедения РАН. 2018. № 1. С. 30–38 (in Russian)].

2. Buruma I., Margalit A. Occidentalism: The West in the Eyes of its Enemies. London: Atlantic Books, 2004.

3. Carrier J. G. Occidentalism: Images of the West. Oxford: Clarendon Press, 1995.

4. Dubrovskaya D. V. Chinese Perception of European Linear Perspective through the Paintings of Giuseppe Castiglione (1688–1766). Journal of the Institute of Oriental Studies, RAS. 2018 (1). No. 1. Pp. 89–101 [Дубровская Д. В. Восприятие европейской линейной перспективы в Китае на примере живописи Джузеппе Кастильоне. Вестник Института востоковедения РАН. – 2018 (1). № 1. С. 89–101 (in Russian)].

5. Dubrovskaya D. V. Lang Shining, or Giuseppe Castiglione at the Court of the Son of Heaven. Moscow: Institute of Oriental Studies (RAS), 2018 (2) [Дубровская Д. В. Лан Шинин, или Джузеппе Кастильоне при дворе Сына Неба. М.: ИВ РАН, 2018 (2) (in Russian)].

6. Dubrovskaya D. V. The New Art in China: Comments on Impressionism (Sun Yuntai), Post Impressionism (Pan Yulian), and “Avant-Garde” (Wei Dong). Impressionism in Avant-Garde. Moscow: Museum of Russian Impressionism, 2018 (3). Pp. 66–74 [Дубровская Д. В. Новое искусство в Китае: трактовка импрессионизма (Сунь Юньтай), постимпрессионизма (Пань Юйлян) и «авангарда» (Вэй Дун). Импрессионизм в авангарде. М.: Музей русского импрессионизма, 2018 (3). С. 66–74 (in Russian)].

7. Dubrovskaya D. V. Portrait Painting of Giuseppe Castiglione (Lang Shining) between Chinese and European Traditions. Sobranie. Art and Culture. 2018 (4). No. 6. Pp. 53–70 [Дубровская Д. В. Портретная живопись Джузеппе Кастильоне (Лан Шинина) между китайской и европейской традициями. Собрание. Искусство и культура. 2018 (4). № 6. С. 53–70 (in Russian)].

8. Dubrovskaya D. V. Peaceful Message of Emperor Qianlong (1711–1799). Vostok (Oriens). 2019. No. 3. Pp. 91–104 [Дубровская Д. В. Мирное послание императора Цяньлуна (1711–1799). Восток / (Oriens). 2019. № 3. С. 91–104 (in Russian)].

9. Dubrovskaya D. V. Lang Shining’s Paradigm and the “Castiglioneschi” from the State Museum of the Oriental Art (V. S. Kalabushkin’s Collection). 49th Conference “State and Society in China”. Moscow: Institute of Oriental Studies, 2019. Vol. 49. Part 1. Pp. 442–452 [Дубровская Д. В. Парадигма Лан Шинина и «кастильонески» из собрания Государственного музея искусства народов Востока (коллекция В. С. Калабушкина). 49-я научная конференция «Общество и государство в Китае». М.: ИВ РАН, 2019. Том XLIX. Ч. 1. С. 442–452 (in Russian)].

10. Hill J. E. Through the Jade Gate to Rome: A Study of the Silk Routes during the Later Han Dynasty, 1st to 2nd Centuries CE. Charleston, South Carolina: BookSurge, 2009.

11. Jacques M. Upping the Anti. 04.09.2004. The Guardian.com [URL: https://www.theguardian.com/books/2004/sep/04/society]. (Accessed 05.08.2019).

12. Montgomery S., Cammack M. The Mausoleum of China's First Emperor Partners with the BBC and National Geographic Channel to Reveal Groundbreaking Evidence That China Was in Contact with the West During the Reign of the First Emperor. 12.10.2016. Business Wire. [URL: https://www.businesswire.com/news/home/20161011006769/en/Mausoleum-China’s-Emperor-Partners-BBC-National-Geographic] (Accessed 12.07.2019).

13. Nefedova O. A Journey into the World of the Ottomans: The Art of Jean-Baptiste Vanmour (1671–1737). Milan: Skira, 2009 (1).

14. Nefedova O. V. The Art of Jean-Baptiste Van Moor (1671–1737), and the Problem of Orientalism in the Western European Painting of 18th c. PhD Theses. Moscow, 2009 (2) [Нефедова О. В. Творчество Жана-Батиста Ванмура (1671–1737) и проблема ориентализма в западноевропейской живописи XVIII века. Автореферат на соискание степени кандидата искусствоведения. Москва, 2009 (2) (in Russian)].

15. Neglinskaya M. A. Chinoiserie in China. Qing Style in Chinese Art of the Period of Three Great Rules (1662–1795). Moscow: Institute of Oriental Studies RAS, 2015 [Неглинская М. А. Шинуазри в Китае. Цинский стиль в китайском искусстве периода трех великих правлений (1662–1795). М.: ИВ РАН, 2015 (in Russian)].

16. Said E. W. Orientalism. New York: Pantheon Books, 1978.

17. Schimmelpenninck van der Oye D. Russian Orientalism. Asia in the Russian Mind from Peter the Great to the Emigration. Yale: Yale University Press, 2010.

18. Spence J. Emperor of China. Self Portrait of Kang Hsi. New York, 1988.

19. Volynskiy A. I. Interdisciplinary Approach in Oriental Studies: On the Results of the Academic and Practical Conference of the Young Scholars “Meliksetov’s Readings”. Oriental Courier. 2019. No. 1–2 (in print) [Волынский А. И. Междисциплинарность в востоковедных исследованиях: об итогах XIII научно-практической конференции молодых ученых «Меликсетовские чтения» (4 апреля 2019 года, Москва). Восточный курьер. 2019. № 1–2 (в печати) (in Russian)].

20. Vyazemskaya K. T. Osman Hamdi Bey: The First Turkish Orientalist? Oriental Courier. 2019. No. 1–2. (in print) [Вяземская К. Т. Осман Хамди Бей (1842–1910): первый турецкий ориенталист? Восточный курьер. 2019. № 1–2 (в печати) (in Russian)].

21. Xiaomei Chen. Occidentalism: A Theory of Counter-Discourse in Post-Mao China. Lanham, Maryland: Rowman & Littlefield, 2002.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас