«Дурные браки» в индийской традиции
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
2019


Скачивания
81
УДК
33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
93/94 История
32 Политика
Дата выпуска
22.08.2019
Год выпуска
2019
DOI
10.31857/S086919080005913-1
«Дурные браки» в индийской традиции
Аннотация

Статья посвящена исследованию проблемы заключения браков индийцами, в силу различных обстоятельств не имевшими возможности найти супругу в пределах собственной касты. Так, лютеранский пастор XVIII в. Бартоломе Цигенбальг, свидетельства которого вводятся в научный оборот в представленной статье, упоминает в письмах из Индии некие «дурные браки» [üble Ehe], заключаемые индийцами, по той или иной причине не располагающими возможностью подыскать жену, подходящую им по кастовому статусу. В силу своей нелегитимности подобные матримониальные практики не упоминаются в собственно индийских источниках и известны лишь по сообщениям иностранцев. Сравнение приводимых Цигенбальгом сведений с материалами, связанными с существовавшей несколько веков астраханской колонией индийских купцов, а также с записками посещавших Астрахань путешественников – Корнелия де Бруина, Петра Симона Палласа, Николая Яковлевича Озерецковского – позволяет сделать ряд выводов об отношении индийцев и к вынужденным «неправильным бракам», и к детям, рожденным в таких союзах. В индуистской традиции своевременное вступление в брак и зачатие ребенка рассматриваются как религиозный долг. Вовремя не женившийся человек считался достойным презрения и непригодным для совершения религиозных действий. Как следствие, в период длительного пребывания в иноконфессиональной среде индийские торговцы заключали с местными женщинами (в Астрахани – с местными татарками) временные браки по контракту. Автор приходит к заключению, что такие союзы рассматривались не как ничем не регламентируемое сожительство, но именно как браки, пусть и вынужденные, и заключались всегда с разрешения родителей и других членов касты. При этом рожденные от подобных союзов дети считались незаконными: они не наследовали ни кастовый статус, ни профессию своих отцов. В Астрахани их называли агрыжанами, они исповедовали ислам, подобно своим матерям, носили татарские имена и проживали либо «своим домом», либо на особом Агрыжанском дворе, тогда как на Индийский двор и им, и их матерям вход был закрыт.

Об авторах
Никольская Ксения Дмитриевна
доцент
МГУ им. М. В. Ломоносова
Библиография

1. Голикова Н. Б. Очерки по истории городов России конца XVII – начала XVIII века. М., Издательство Московского Университета, 1982 [Golikova N. B. Essays on the history of Russian cities of the late XVII-early XVIII century. Moscow, Moscow University Publishing House, 1982 (in Russian)].

2. Законы Хаммурапи. Пер. Л. А. Липина, нов. Ред. В. А. Якобсона. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997 [The Laws Of Hammurapi. Translation by L. A. Lipin, ed. by V. A. Jakobson. Chrestomathy on the History of Ancient East. Moscow, «Vostochnaia literatura» RAS, 1997 (in Russian)].

3. Никольская К. Д. Астраханские индийцы в забытой статье Петра Симона Палласа. «В России надо жить долго…». Памяти К. А. Антоновой (1910–2007). М., Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2010. С. 381–410 [Nikolskaja K. D. Astrakhan Indians in a forgotten article by Peter Simon Pallas. “In Russia you should live long life…” To the Memory of Koka A. Antonova (191–2007). Moscow, «Vostochnaia literatura» Russian Academy of Sciences, 2010. Pp. 381–410 (in Russian)].

4. Пандей Р. Б. Древнеиндийские домашние обряды. М., Высшая школа, 1990 [Pandej R. B. Hindu Sam̊skāras. Moscow, Vysshaia shkola, 1990 (in Russian)].

5. Повесть временных лет. Подготовка текста, перевод, статьи и комментарии Д. С. Лихачева. СПб, Наука, 1996 [Tale of Bygone Years. Text preparation, translation, articles and comments by D. S. Likhachev. Saint Petersburg: Nauka, 1996 (in Russian)].

6. Россия и Индия. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1980 [Russia and India. Moscow: Nauka, Glavnaia redakciia vostochnoi literatury, 1980 (in Russian)].

7. Русско-индийские отношения в XVIII в. Сборник документов. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1965 [Russian-Indian relations in the XVIII century. Collection of documents. Moscow, Nauka, Glavnaia redakciia vostochnoi literatury, 1965 (in Russian)].

8. Mānavadharmaśāstra: The Code of Manu. Critically ed. by J. Jolly. London, 1887.

9. Pallas P. S. Etwas über die zu Astrahan wohnende Indianer. Neue Nordische Beitraege zur physikalischen und geographischen Erd- und Völkerbeschreibung. 1782, Vol. III.

10. Ziegenbalg B. Alte Briefe aus Indien. Unveröffentliche Briefe von Bartholomäus Ziegenbalg 1706–1719. Berlin, 1955.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас