Трансформации традиционной культуры: роль обряда инициации у женщин ганда (Уганда)
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
2045


Скачивания
90
УДК
33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
93/94 История
32 Политика
Дата выпуска
22.08.2019
Год выпуска
2019
DOI
10.31857/S086919080005897-3
Трансформации традиционной культуры: роль обряда инициации у женщин ганда (Уганда)
Аннотация

В статье рассматриваются процессы трансформации обрядов инициаций и распространения новых практик социализации угандийского народа ганда. Культурные ценности, традиции, представления о мужских и женских социальных ролях на Африканском континенте передавались из поколения в поколение в ходе процессов социализации и инкультурации. В традиционном патриархальном обществе роли мужчин и женщин были строго разделены: мужчины брали на себя обязанности кормильца и отвечали за социальные взаимосвязи, женщины же занимались домоустройством и потомством.

Механизмами для передачи этой социальной модели от родителей к детям служили прежде всего обряды инициации, в том числе наречение имени, обрезание или первая стрижка волос. В процессе прохождения обрядов юные африканцы получали представление о своем будущем и возможность приобщиться ко всем аспектам жизни взрослых мужчин или женщин. Детерминированные сценарии распределялись в зависимости от пола. В земледельческих обществах мальчики с раннего возраста помогали отцам в полевых работах. Девочки примерно с шести лет помогали матери в приготовлении пищи.

С колониальных времен началось «расшатывание» традиционных гендерных ролей, стереотипов и социальных установок, свойственных африканским культурам. С приходом на Африканский континент «белого человека» начались процессы политических, социально-экономических и религиозных перемен. Модели внутрисемейных отношений, прежде всего власть отцов и мужей, стали подвергаться «эрозии». Возросли масштабы трудовой миграции, оказывающей значительное влияние на семейно-брачные отношения.

Появление школ и церквей постепенно снижало роль традиционных механизмов социализации детей. С одной стороны, система образования взяла на себя часть функций, которые раньше выполняла семья, с другой – наличие образования предоставляло возможности отхода от традиционализма и вступления в мир «манящих огней города». Образованные африканские женщины начали уезжать в города и охладевать к обрядовой жизни родной общины. Религиозные изменения – распространение христианства и ислама – также создавали предпосылки для вытеснения традиционных верований или постепенного отказа современных африканцев от традиционных обрядов.

Об авторах
Лапушкина Алина Олеговна
младший научный сотрудник
Институт Африки РАН
Библиография

1. Adepoju A. The Impact of Structural Adjustment on the Population of Africa: The Implications for Education, Health, and Employment. Montreal: Canadian Association of African Studies, 1995.

2. Baker J. R. Race. Oxford: Oxford University Press, 1974.

3. Bantebya G. K. 1992. The role of women in petty commodity production and commerce: A case study of rural peasant women in Uganda. Eastern African Social Science Research Review, 1992. № 8(2). Pp. 1–19.

4. Conte C. Crossroads: Women Coming of Age in Today's Uganda. South Carolina: Createspace Independent Pub., 2015.

5. Dralega C. A. Examining women's customary roles as sex educators through community media in Uganda. Agenda, 2008. № 22(77). Pp. 91–99.

6. Kaggwa A. The customs of the Baganda. New York: Columbia University Press, 1934.

7. Kikooma J. Gender and Entrepreneurship in Uganda: Women Manoeuvring Economic. 2012. URL:https://www.researchgate.net/publication/221928371_Gender_and_Entrepreneurship_in_Uganda_Women_Manoeuvring_Economic_Space (accessed 01.01.2019)

8. Kilson M. Women in African traditional religions. Boston: Brill, 1976.

9. Kiyimba A. Gendering social destiny in the proverbs of the Baganda: reflections on boys and girls becoming men and women. Journal of African Cultural Studies, 2005. № 17(2). Pp. 253–270.

10. Mujuzi J. D. Female Genital Mutilation in Uganda: A Glimpse at the Abolition Process. Journal of African Law, 2012. № 56(1). Pp. 139–150.

11. Perez G. M. Labia minora elongation as understood by Baganda male and female adolescents in Uganda. Culture, health & sexuality, 2013. № 15(10), Pp. 15–27.

12. Roscoe J., The Baganda. An account of their native customs and beliefs. London: Macmillan and Co. Ltd., 1991.

13. Tadria H. M. K. Changes and Continuities in the Position of Women in Uganda. Beyond Crisis: Development Issues in Uganda. Kampala: Makerere Institute of Social Research, 1987.

14. Van Gennep A. The Rites of Passage. London: Routledge, 2004.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас