Актуальные смыслы современной социокультурной среды
Актуальные смыслы современной социокультурной среды
Аннотация

В статье идет речь о смыслах, составляющих социокультурную среду, и латентно, а в ряде случаев и вербально наличествуют в любых произведениях, материалах, пропагандистских кампаниях. Для социальной науки важно изучение актуальных смыслов, влияющих на социально значимые процессы. Такая задача особенно актуальна в ситуации современных информационных (смысловых) войн, направленных на кардинальное переформатирование "картин мира" миллионов людей. Концепт "смысл" рассматривается как сложная многоуровневая виртуальная структура (конструкт), ориентированный на интенциональную (мотивационно-целевую) доминанту. Рассматриваются такие методы создания смыслов манипулятивной направленности, как вариативность терминов и значений на средних уровнях константной смысловой структуры; создание моды на деструктивные способы общения; неоправданное сужение значений устоявшихся терминов; манипуляция интересом большинства людей к проявлениям безнравственности и несправедливости. Массовое развитие навыков понимания в сфере социальной коммуникации является, по мнению автора, одним из важнейших условий для противостояния "смысловым снарядам" современных смысловых войн, гармоничного развития и успешной социальной адаптации людей.

Об авторах
Адамьянц Тамара Завеновна
Главный научный сотрудник
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Библиография

1. Адамьянц Т.З. (2019) Коммуникационные механизмы современных смысловых противостояний // Социологические исследования. № 3. С. 98–105.

2. Адамьянц Т.З. (2014) Концепции понимания в коммуникации: в поисках платформы для взаимопонимания // Общественные науки и современность. №4. С. 121–131.

3. Адамьянц Т.З. (2012) Массовое социоментальное развитие: миф или реальная возможность? // Общественные науки и современность. №1. С. 27–46.

4. Адамьянц Т.З. (2015) Осторожно: смысловые атаки! // Человек. №4. С. 77–83.

5. Адамьянц Т.З. (2017) Социальные смыслы глобальных процессов и перемен: механизмы и катализаторы (монография) Т. 3. М.: Институт социологии РАН (http://www.isras.ru/publ.html?id=5020).

6. Александер Дж. (2013) Смыслы социальной жизни: культурсоциология. М.: Праксис.

7. Вебер М. (1990) Избранные произведения / Пер. с нем. М.: Прогресс.

8. Гофман А.Б. (2015) Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М.: Книжный Дом Университет,

9. Дильтей В. (1996) Описательная психология. СПб.: Алетейя.

10. Дридзе Т.М. (2000) Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. Кн. 1. М.: ИС РАН. С. 5–42.

11. Дридзе Т.М. (1984) Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука.

12. Ионова О.Е.(2010) Конструирование социальной реальности в теории координированного управления смыслообразованием // Вестник МГИМО-Университета. № 4. С. 130–136.

13. Леонтьев Д.А. (2007) Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл.

14. Най Дж. (2006) Гибкая сила. Как добиться успеха в мировой политике. М.: Тренд.

15. Почепцов Г.Г. (2015) Информационные войны. Новый инструмент политики. М: Эксмо.

16. Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. (2003) М.: Мысль.

17. Шюц А. (2004) Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. М.: РОССПЭН.

18. Pearce W.B., Cronen V.E. (1980) Communication, Action and Meaning: The Creation of Social Realities. New York: Praeger.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас