Парадокс как когнитивная основа цивилизационного исследования. К вопросу о роли предпосылочного знания
Парадокс как когнитивная основа цивилизационного исследования. К вопросу о роли предпосылочного знания
Аннотация

В статье анализируется одна из самых спорных проблем цивилизационного исследования – проблема так называемого предпосылочного знания. Автор выдвигает тезис, согласно которому главные трудности, возникающие в ходе такого исследования, обусловлены тем, что его когнитивной основой стал логический парадокс, в наибольшей мере проявляющийся именно в сфере предпосылочного знания. Он исследует содержание данного понятия и полемизирует с мнением, сторонники которого сводят его функцию к роли априорных предпосылок научного исследования, выводя сам этот тип знания за пределы науки. В противоположность такому подходу обосновывается точка зрения, согласно которой предпосылочное знание – важнейшее орудие научного исследования, основанное на одновременном использовании двух основных применяемых человеком интеллектуальных стратегий – "правополушарной" (ориентированной на познание мира посредством целостных образов) и "левополушарной" (ориентированной на аналитическое расчленение объекта исследования) при очевидной правополушарной доминанте. Предпосылочное знание, будучи положено в основу процесса цивилизационной самоидентификации, играет важнейшую, но крайне противоречивую роль в межкультурном взаимодействии, выступая одновременно и обязательным условием (в любом случае), и (достаточно часто) препятствием на пути осуществления диалога культур.

Об авторах
Шемякин Яков Георгиевич
Главный научный сотрудник Центра культурологических исследований Института Латинской Америки РАН
Библиография

1. Аверинцев С.С. (1972) Символ // Краткая литературная энциклопедия. Т. 7. М.: Советская энциклопедия. С. 828.

2. Алексеев В.В., Алексеева Е.В., Зубков К.И., Побережников И.В. (2004) Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике XVI–XX веков. М.: Наука.

3. Бахтин М.М. (1997) К философским основам гуманитарных наук // Бахтин М.М. Собр. соч. Т. 5: Работы 1940-х – начала 1960-х годов. М.: Русские словари. С. 7–10.

4. Бахтин М.М. (1986) Эстетика словесного творчества. М.: Искусство.

5. Бессознательное: Природа, Функции. Методы исследования (1978) Т. III. Тбилиси: “Мецниеребаˮ.

6. Бор Н. (1959) Квантовая физика и философия // Успехи физических наук. Т. 67. Вып. 1. С. 37–42.

7. Вебер М. (1990) Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс. С. 707–735.

8. Вернер М., Циммерманн Б. (2007) После компаратива: histoire croisée и вызов рефлексивности // HAB Imperio. № 2. C. 59–90.

9. Вжосек В. (2010) Классическая историография как носитель национальной (националистической) идеи // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 30. М.: URSS, Красанд. С. 5–13.

10. Вжосек В. (2012) Культура и историческая истина. М.: Кругъ.

11. Гайденко П.П. (1997) Прорыв к трансцендентному: новая онтология ХХ века. М.: Республика.

12. Гайденко П.П. (1990) Социология Макса Вебера // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс. С. 5–43.

13. Гидденс Э. (1995) Модерн и самоидентичность. // Современная теоретическая социология: Энтони Гидденс. Реферативный сборник. М.: ИНИОН РАН. С. 95–113.

14. Гидденс Э. (2005) Устроение общества. Очерк теории структурации. М.: Академический проект.

15. Елфимова О.С. (2012) Концепт безопасности в современных западных социологических теориях // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия социальные науки. №3. С. 35–41.

16. Земсков В.Б. (2015) Цивилизационно-культурное пограничье – универсальная константа, энергетический источник и средство самостроения мирового историко-культурного процесса/мировой литературы // Земсков В.Б. Образ России в современном мире и другие сюжеты. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Гнозиc. С. 168–174.

17. Иванов Вяч. Вс. (2009) До – во время – после // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. V. Мифология и фольклор. М.: Знак. С. 141–149.

18. Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание (2017) М.: “Весь мирˮ.

19. Ионов И.Н. (2017) Естественно-научные и гуманитарные подходы к мировой истории // Реконструкции мировой и региональной истории: от универсализма к моделям межкультурного диалога. Под общ. ред. Л.П. Репиной. М.: Аквилон. С. 141–194.

20. Ионов И.Н. (2014b) Идеал цивилизации, его эмоциональная окрашенность и перекрестная история // Цивилизация. Вып. 9. М.: Наука. С. 58–83.

21. Ионов И.Н. (2007b) Истоки и структура цивилизационных представлений в Латинской Америке и России. Общее и особенное // Латинская Америка. №2. С. 96–109.

22. Ионов И.Н. (2015) Мировая история в глобальный век. Новое историческое сознание. М.: Аквилон.

23. Ионов И.Н. (2018) Модернизация и коммуникативная асимметрия // Цивилизационные вызовы во всемирно-исторической перспективе. М.: Аквилон, С. 233–255.

24. Ионов И.Н. (2016) Проблемы современной макроистории. Статья 2. Память, идентификация и предпосылочное знание // Диалог со временем. Вып. 54. С. 32–53.

25. Ионов И.Н. (2014а) Связанная история: между двойной связной и отрицательной обратной связью // Диалог со временем. Вып. 46. С. 191–218.

26. Ионов И.Н. (2007а) Цивилизационное сознание и историческое знание: проблемы взаимодействия. М.: Наука.

27. Касимов Р.Х. (2019) Локальные цивилизации в горизонте языка: метафора и интенциональность. Автореф. на соискание уч. степени докт. философ. наук. Тюмень: Тюменский государственный университет.

28. Куайн У. (2010) Слово и объект. М.: Праксис; Логос.

29. Лакофф Дж., Джонсон М. (2004) Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС.

30. Мухаметджанова Н.М. (2015) Современные цивилизационные процессы. Оренбург: ФГБОУ ВПО “ОГУˮ.

31. Новая философская энциклопедия (2010) В 4 т. Т. 3. М.: Мысль.

32. Парсонс Т. (1965) Общетеоретические проблемы социологии // Мертон Р.К., Блум Л. Котрелл Л.С. (ред.). Социология сегодня: Проблемы и перспективы. М.: Прогресс. С. 25–67.

33. Парсонс Т. (2002) О социальных системах. М.: Академический проект.

34. Померанц Г.С. (1995b) Выбор XXI века // Померанц Г.С. Выход из транса. М.: Юрист. С. 552–563.

35. Померанц Г.С. (1995а) Теория субэкумен и проблема стыковых культур // Померанц Г.С. Выход из транса. М.: Юрист. С. 338–345.

36. Пригожин И., Стенгерс И. (1986) Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс.

37. Радбиль Т.Б. (2019) Вера как основа мировосприятия и миропонимания в русской языковой картине мира // Лингвокультурологические исследования. Логический анализ языка. Понятие веры в разных языках и культурах. М.: Гнозис. С. 23–35.

38. Рикер П. (2008) Я-сам как другой. М.: Изд-во гуманитарной литературы.

39. Саид Э.В. (2006) Ориентализм: Западные концепции Востока. СПб.: Русский мiръ.

40. Следзевский И.В. (2010) Диалог цивилизаций как смысловое поле мировой политики // Диалог в полицентричном мире: философско-культурные, исторические, политические и коммуникативные проблемы. М.: Институт Африки РАН. С. 136–174.

41. Смирнов А.В. (2015) Многообразие культур и плюральность разума (вместо Введения) // Россия в архитектуре глобального мира. Цивилизационное измерение. М.: Языки славянской культуры. С. 5–8.

42. Топоров В.Н. (2010) Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы. Т. 1. М.: Рукописные памятники Древней Руси.

43. Уайт Х. (2002) Метаистория: историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета.

44. Фергюсон Н. (2014) Цивилизация: чем Запад отличается от остального мира. М.: АСТ, CORPUS.

45. Чеснов Я.В. (2014) Народная культура. Философско-антропологический подход. М.: “Канон РООНˮ Реабилитация.

46. Чурсанов С.А. (2016) Троичный принцип единства в различии в богословии великих каппадокийцев и православной антропологии XX–XXI веков // Духовное наследие Византии и Афона в истории и культуре России: Материалы конференций (2007–2015) М.: Древлехранилище. С. 105–114.

47. Шемякин Я.Г. (2015) БРИКС в свете цивилизационного подхода // Новая и новейшая история. №1. С. 28–38.

48. Шемякин Я.Г. (2007) Вера и рацио в духовном космосе латиноамериканской цивилизации // Латинская Америка. №3. С. 78–92.

49. Шемякин Я.Г. (2001) Европа и Латинская Америка: Взаимодействие цивилизаций в контексте всемирной истории. М.: Наука.

50. Шемякин Я.Г. (2014) К вопросу о методологии цивилизационных исследований // Цивилизации. Вып. 9. Цивилизация как идея и исследовательская практика. Отв. ред. А.О. Чубарьян. М.: Наука.

51. Шемякин Я.Г. (2008) Россия в западном восприятии (специфика образов “пограничныхˮ цивилизаций) // Общественные науки и современность. №1 С. 133–144.

52. Шемякина О.Д. (1994) Эмоциональные преграды во взаимопонимании культурных общностей (заметки историка о межгрупповой враждебности) // Общественные науки и современность. №4. С. 104–114.

53. Штомпка П. (2008) Социология. Анализ современного общества. М.: Логос.

54. Giddens A. (1991) Modernity and self-identity. Stanford (Col.): Stanford Univ. Press.

55. Heidegger M. (1960) Sein und Zeit. Tübingen: Max Niemeyer Verlag.

56. Osterhammel J. (1988) Die Entzauberung Asiens: Europa und asiatischen Reiche im 18 Jahrhundert. München: Beck.

57. Parsons T. (1964) Essays in Sociological Theory. New York; London. The Free Press.

58. Parsons T. (1977) The Evolution of Societies. New Jersey: Englewood Cliffs.

59. Parsons T. (1969) Politics and Social Structure. New York: MacMillan –The Free Press.

60. Parsons T. (1971) The System of Modern Societies. New Jersey: Englewood Cliffs.

61. Paz O. (1986) One Earth, Four or Five Worlds. San Diego; New York; London: A Harvest/HBJ Books.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас