Теория культурного трансфера Мишеля Эспаня и трансдисциплинарный анализ цивилизационных представлений
Теория культурного трансфера Мишеля Эспаня и трансдисциплинарный анализ цивилизационных представлений
Аннотация

В статье рассматривается применимость теории культурного трансфера М. Эспаня к исследованию трансляции цивилизационного сознания и связанных с ним понятий и представлений. Показано, что описание трансфера цивилизационного сознания как обоюдного обмена по принципу экспорта и импорта односторонне. Оно связано с принципиальным метаисторическим универсализмом автора и с его приверженностью идее единой изначальной культуры человечества. Эспань лишь затрагивает, но не анализирует многочисленные феномены, связанные с использованием трансфера как инструмента манипуляций. Это особенно касается цивилизационного сознания, так как изначально оно формировалось именно как инструмент манипуляций, о чем свидетельствует изучение “процесса цивилизации“ Н. Элиасом. В статье анализируются различные проявления манипулятивности цивилизационного сознания, выявляемые концепцией схизмогенеза Г. Бейтсона на ее стыке с идеями Элиаса, концепцией культурной гегемонии Э. Лаклау и Ш. Муфф, концепцией “троянского“ обучения А. Поддьякова и др. Показаны условия использования цивилизационных представлений в историческом анализе. Они связаны с развитием диалога носителей цивилизационного сознания и деконструкцией гегемонических и контргегемонических моделей цивилизации.

Об авторах
Ионов Игорь Николаевич
Старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН
Библиография

1. Асоян Ю.А. (2012) Исчезнувшая цивилизация: цивилизационные категории в советском идеологическом дискурсе 1920?1930-х годов // Общественные науки и современность. № 4. С. 112–119.

2. Бейтсон Г. (2000) Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии. М.: Смысл.

3. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. (2000) Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО Пресс.

4. Вернер М., Циммерманн Б. (2007) После компаратива: histoire croisee и вызов рефлексивности // Ab Imperio. № 2. С. 59–90.

5. Вульф Л. (2003) Изобретая Восточную Европу. Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М.: НЛО.

6. Гирц К. (2006) “Насыщенное описание?: в поисках интерпретативной теории культуры // Антология исследований культуры. Интерпретации культуры. М.-СПб. С. 171–200.

7. Гудков Л.Д. (2004) Негативная идентичность. Статьи 1997?2002 годов. М.: НЛО, ВЦИОМ-А.

8. Европейские судьбы концепта культуры (Россия, Германия, Франция, англоязычный мир). Материалы русско-французского коллоквиума 11-12 октября 2007 года (2011). М.: ИМЛИ РАН.

9. Ионов И.Н. (2019b) Игры со временем: российские образы “другой Европы? // Общественные науки и современность. 2019. № 4. C. 158–173.

10. Ионов И.Н. (2015) Мировая история в Глобальный век: Новое историческое сознание. М.: Аквилон.

11. Ионов И.Н. (2019а) “Процесс цивилизации?: унификация поведения и диверсификация идентичностей // Феномен унификации в истории. М.: ИВИ РАН. С. 301–320.

12. Ионов И.Н. (2007) Цивилизационное сознание и историческое знание: проблемы взаимодействия. М.: Наука.

13. Морозов В.Е. (2009) Россия и другие. Идентичность и границы политического сообщества. М.: НЛО.

14. Ориентализм/оксидентализм: языки культур и языки их описания (2012) М.: Совпадение.

15. Поддьяков А.Н. (2004) Противодействие обучению конкурента и “троянское обучение? в экономическом поведении // Психология. Журнал Высшей школы экономики. № 3. С. 65–82.

16. Поддьяков А.Н. (2006) Троянское обучение в структуре рефлексивного управления // Рефлексивные процессы и управление. № 2. С. 84–95.

17. Поцелуев С.П. (2008) Double Binds или Двойные ловушки политической коммуникации // ПОЛИС. №1. С. 8–32.

18. Радаев В.В. (2010) Как организуется рыночное взаимодействие. М.: Изд. дом ГУ–ВШЭ.

19. Старк Д. (2009) Гетерархия: организация диссонанса // Экономическая социология. Т. 10. № 1. С. 57–89.

20. Старобинский Ж. (2002) Слово “цивилизация? // Старобинский Ж. Поэзия и знание. История литературы и культуры. В 2 т. М.: Языки славянской культуры. Т. 1. С. 110–149.

21. Трельч Э. (1994) Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории. М.: Юрист.

22. Элиас Н. (2001) О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. В 2 т. М.–СПб.: Университетская книга.

23. Эриксон Э. 2006) Идентичность: Юность и кризис. М.: Флинта, МПСИ, Прогресс.

24. Эспань М. (2018) История цивилизаций как культурный трансфер. М.: НЛО.

25. Asciutti E. (2009) Asia and the Global World: Identities, Values, Rights // Identity in Crossroad Civilisations: Ethnicity, Nationalism and Globalism in Asia. Angeles. Amsterdam: Amsterdam Univ. Press. Pр. 21–42.

26. Berlin I. (1980) Against the Current. Essays on the History of Ideas. New York: The Viking Press.

27. Bettiza G. (2014) Empty Signifier in Practice: Interrogating the “Civilizations? of the United Nations Alliance of Civilizations // ReligioWest Working Paper. RSCAS 2014/95. Fiesole: European University Institute (http://www.gregoriobettiza.com/1/148/resources/publication_1970_1.pdf).

28. Clackson J. (2007) Indo-European Linguistics: An Introduction. Cambridge: Cambridge Univ. Press.

29. Gotz N., Holmen J. (2018) Introduction to the Theme Issue: “Mental Maps: Geographical and Historical Perspectives? // Journal of Cultural Geography. Vol. 25. No 2. Pр. 157–161.

30. Mannoni O. (1956) Prospero and Caliban. The Psychology of Colonization. London: Methuen.

31. Morozov V.Е. (2015) Russia's Postcolonial Identity. A Subaltern Empire in a Eurocentric World. Basingstoke: Palgrave Macmillan.

32. Zerubavel E. (2003) Time Maps: Collective Memory and the Social Shape of the Past. Chicago: Univ. of Chicago Press.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас