Критика определения восприятия школы ньяя в “Кханда-на-кханда-кхадье” Шрихарши
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
2152


Скачивания
1006
УДК
33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
93/94 История
32 Политика
Дата выпуска
30.06.2018
Год выпуска
2018
DOI
10.31857/S086919080000043-4
Критика определения восприятия школы ньяя в “Кханда-на-кханда-кхадье” Шрихарши
Аннотация
Адвайтист Шрихарша, автор трактата “Кхандана-кханда-кхадья” (“Сладости контропровержений”) известен как сторонник метода “отрицательной диалектики” (прасанга). Критикуя своих оппонентов из школ ньяя, вайшешика, миманса и др., он не создает альтернативную, “правильную” систему обоснования концепций, а ставит под сомнение саму возможность логически обоснованной процедуры определения. Себя он сравнивает с гурманом, который, владея аргументами своих оппонентов лучше и виртуознее, чем они сами, получает эстетическое удовольствие от их опровержения c точки зрения принципов опровергаемой системы. В статье анализируется критика Шрихаршей определения (лакшана) восприятия (пратьякша) школы ньяя (принадлежащего, как считается, Трилочане). Суть опровержения состоит в том, чтобы показать, что определение не достигает ни одной из целей, которые приписываются этой логической процедуре в индийской мысли: 1) правильного понимания отличия восприятия от однородных или неоднородных форм достоверного познания; 2) указания на признак (линга) для опознания непосредственности (сакшаткаритва); 3) прояснения общепринятой словесной практики (вьявахара); 4) установления оснований правильного употребления (правритти-нимитта) слова “восприятие”. С точки зрения Шрихарши, именно непосредственность может помочь пониманию феномена восприятия, поскольку ее достоверность неотделима от ее переживания. Иными словами, ссылки на опыт, переживаемый всеми людьми “от первого лица”, достаточно, метод же определения ньяи избыточен и уводит от сути дела.
Об авторах
Лысенко Виктория Георгиевна
Главный научный сотрудник, руководитель Сектора восточных философий
Институт философии РАН
Библиография

1. Индийская философия. Энциклопедия /Отв. ред. М.Т. Степанянц. М.: Восточная литература, 2009.

2. Лысенко В.Г. “Хету-абхаса” // Индийская философия. Энциклопедия / Отв. ред. М.Т. Степанянц. Ин-т философии РАН. М.: Восточная литература, 2009. С. 830–832.

3. Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья / Историко-философское исследование, пер. с санскр. и коммент. В.К. Шохина. М.: Восточная литература. 504 с. (сер. “Памятники письменности Востока”. Вып. СХХIII).

4. Прашастапада. Собрание характеристик категорий / Пер. с санскр., предисл., введ., историко-философские комментарии В.Г. Лысенко. М.: Восточная литература. 638 с.

5. Franco E. Perception, Knowledge and Disbelief: A Study of Jayarāśi’s Scepticism (Alt- und Neu-Indische Studien 35). Stuttgart: Franz Steiner Verlag [Reprinted: Motilal Banarsidass, Delhi 1994].

6. Ganeri J. Śrīharṣa’s Dissident Epistemology: Of Knowledge as Assurance // The Oxford Handbook of Indian Philosophy / Ed. by J. Ganeri. Oxford University Press. Pp. 522–540.

7. Granoff Ph.E. Philosophy and Argument in Late Vedānta: Śrī Harṣa’s Khaṇḍanakhaṇḍakhādya. Dordrecht Holland etc.: D. Reidel and Company, 1978.

8. Hulin M. Dialectique et non-dualité. Le Khaṇḍana-khaṇḍa-khādya de Śrī Harsha // Les Etudes philosophiques. Paris, 1983. № 4. Pp. 403–423.

9. Hulin M. Śrī Harsha // Les Oeuvres Phylosophigues. Vol. II. Paris, 1992. Pp. 3969–3970.

10. Jha G. The Khaṇḍanakhaṇḍakhādya of Śrīharṣa. 2nd ed. Delhi: Sri Satguru Publications, 1986.

11. Maharaj A. Śrī Harṣa contra Hegel: Monism, Skeptical Method, and the Limits of Reason // Philosophy East & West. Vol. 64. No. 1. 2014. Рp. 82–108.

12. Matilal B.K. Foreward // Granoff Ph.E. Philosophy and Argument in Late Vedānta: Śrī Harṣa’s Khaṇḍanakhaṇḍakhādya. Dordrecht Holland etc.: D. Reidel and Company. 1978. Pp. XI–XII.

13. Ram-Prasad C. Knowledge and the ‘real’ world: Śrī Harṣa and the pramāṇas // Journal of Indian Philosophy. Vol. 21. Pp. 169–203.

14. Śrīharṣa. Khaṇḍanakhaṇḍakhādyam with “Sarada” сommentary by Swami Shri Shankara Chaitanya Bharati. Pt.I. Benares: Vishwanath Press,1938. Pp. 239–257.

15. Tenzin Kencho. Shankara: A Hindu Revivalist Or A Crypto-Buddhist? // https://scholarworks.gsu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1003&context=rs_theses Timalsina S. Śrīharṣa on Knowledge and Justification // Journal of Indian Philosophy. Vol. 5. 2016. Pp. 313–329.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас