Идентичность как модус человеческой природы
Идентичность как модус человеческой природы
Аннотация

Предпринимается попытка рассмотреть роль идентичности как составной части человеческой природы. Основанием для этого служит принципиальная способность человека задумываться о своем предназначении. Идентичность понимается как многосоставный антропологический феномен, организованный по иерархическому принципу. Система элементов отражает жизненный мир человека и включает идентичности: родовую; гендерную (мужскую / женскую); национальную (этническую); конфессиональную; поколенческую; семейно-родственную; гражданскую; профессиональную (трудовую); экзистенциально-креативнаую. Основное внимание уделено пограничным, «стыковым» параметрам элементов и их когерентности с основополагающей формой — родовой идентичностью. Рассматриваются малоисследованные аспекты поколенческой идентичности (представление о жизненном пути как о ее ядре), гражданской идентичности (в центре которой потребность чувствовать себя укорененным в определенном культурно-историческом пространстве), профессиональной идентичности (следствием преобразовательной активности человека является его превращение в артефакт), экзистенциально-креативной идентичности, которая трактуется как источник аутопоэзиса. Делается вывод о том, что постановка в ходе эволюции представителем вида Homo вопроса об идентичности означала рубеж, разделяющий предчеловеческое существо от существа, наделенного человеческой природой. 

Об авторах
Мануильский Максим Анатольевич
заместитель главного редактора журнала "Человек", старший научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук.
Библиография

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / под ред. В.Я. Пилиповского. М.: Прогресс. 1986.

2. Кант И. Собр. соч.: в 6 т. Т. 6. М.: Мысль. 1972.

3. Лиотар Ж.-Ф. Постмодерн в изложении для детей: Письма: 1982–1985 / пер. с франц. А.В. Гараджи. М.: Рос. гуманит. ун-т, 2008.

4. Мануильский М.А. Архитектоника идентичности // Человек. 2018. № 4. С. 32–42.

5. Симонова О.А. К формированию социологии идентичности // Социол. журн. 2008. № 3. С. 45–61.

6. Темницкий А.Л. Соотношение терминальных и инструментальных ориентаций на труд работающего населения России (сравнительный анализ) // Социол. журн. 2017. Т. 23, № 3. С. 82–91.

7. Тетушкин Е.Я. О месте человека в царстве животных // Человек. 2018. № 1. С. 20–37.

8. Тищенко П.Д. «Что такое человек?» Ответы Бориса Григорьевича Юдина // Человек. 2018. № 5. С. 5–17.

9. Тишков В.А. Российский народ: история и смысл национального самосознания. М.: Наука, 2013.

10. Труфанова Е.О. Личностная идентичность как инвариант знания индивида о себе // Знание как предмет эпистемологии. М.: ИФ РАН, 2011. С. 169–188.

11. Тхагапсоев Х.Г., Мосолова Л.М., Леонов И.В., Соловьева В.Л. Идентичность как навигатор сознания. СПб.: Астерион, 2016.

12. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 31–95.

13. Ядов В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: Курс лекций. СПб.: Интерсоцис, 2006.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас