К проблеме “памяти на движения” (опыт экспериментального исследования)
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
398


Скачивания
1
Образовательные программы
УДК
159.9 Психология
Дата выпуска
02.10.2023
Год выпуска
2023
DOI
10.31857/S020595920027720-8
К проблеме “памяти на движения” (опыт экспериментального исследования)
Аннотация

Статья посвящена обзору результатов многолетних исследований автора проблемы “памяти на движения”. Этот вид памяти привлекал внимание немалого числа исследователей в начале–середине 20 века, особенно со стороны представителей физической культуры и спорта. Однако в настоящее время он практически не исследуется и остается недостаточно изученным видом памяти. Потеря интереса исследователей к “памяти на движения” трудно объяснить высоким уровнем ее изученности. Скорее всего, продолжение ее изучения сталкивается с проблемами методико-диагностического характера и трудностями, связанными с возможностями обобщения и интерпретации полученных данных, их практического применения, что не способствует популярности таких исследований. Представленные в статье данные могут выступить основой для продолжения исследований проблемы “памяти на движения”.

Об авторах
Библиография

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

2. Богуш Н.Р. Исследование точности воспроизведения пространственных признаков движений // Труды Киевского государственного института физической культуры. Вып. 6. 1958. С. 38–45.

3. Богуш Н.Р. Особенности запоминания комплекса элементарных движений при различных формах мнемической деятельности // ХVIII Международный психологический конгресс. Симпозиум 22. Память и деятельность. М., 1966. С. 187–190.

4. Гончаров В.И. Исследование двигательной памяти // Вопросы психологии. 1991. № 3. С. 75–79.

5. Гончаров В.И. Исследование установки как перцептивного механизма ошибок воспроизведения амплитуд движений // Вестник Бурятского университета. 2005. Сер. 10. № 2. С. 263–275.

6. Гончаров В.И. “Зона приемлемости” ошибок воспроизведения амплитуд движений как объективный и субъективный феномен // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2007. № 7 (29). С. 34–38.

7. Гончаров В.И. Память на движения как мнемический компонент процесса формирования двигательных навыков в физической культуре и спорте: дис. … докт. психол. наук. СПб, 2009.

8. Гончаров В.И. Исследование проприоцептивной памяти на амплитуды движений // Физическая культура и спорт в современном обществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. С.С. Добровольского. Хабаровск: ДВГАФК, 2019. С. 106–111.

9. Девишвили В.М., Мдивани М.О., Яковлева Н.В. Способы контроля при воспроизведении амплитуды движения // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 1984. № 3. С. 20–26.

10. Демидов Н.Н. О точности выполнения упражнений юными гимнастами (к проблеме двигательной памяти) // Теория и практика физической культуры. 1976. № 12. С. 25–27.

11. Канишевский С.М. Память движения // Легкая атлетика. 1977. № 7. С. 21.

12. Локалова Н.П. Продуктивность двигательной памяти и особенности когнитивных систем // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. № 2. С. 18–23.

13. Мазниченко В.Д. Методологические предпосылки к пониманию сущности и механизмов двигательных навыков // Теория и практика физической культуры. 1984. № 7. С. 49–50.

14. Мейксон Г.Б. Произвольное запоминание школьниками основных параметров движений: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1968.

15. Мельников В.М. Двигательные представления и их значение в управлении движениями (экспериментальное исследование на материале спорта): автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 1973.

16. Менхин А.В. Исследование двигательной памяти и определение рационального режима обучения новым гимнастическим движениям: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1970.

17. Онищенко И.М. Запоминание общеразвивающих упражнений при различных условиях их выполнения // Труды Киевского государственного института физической культуры. № 6. 1958. С. 46–52.

18. Скитневский В.Л. Психологические особенности усвоения школьниками учебного материала по физической культуре: автореф. дис. … канд. пед. наук. Л., 1989.

19. Скобенников К.А. Запоминание движений при разучивании вольных упражнений в гимнастике // Вопросы психологии спорта / Под ред. А.Ц. Пуни. М.: ФиС, 1955. С. 83–124.

20. Сурков Е.Н. О роли “слова” и “показа” в запоминании гимнастических упражнений // Теория и практика физической культуры. 1952. № 5. С. 519–525.

21. Adams I.A. A closed-loop theory of motor learning // Journal of Motor Behavior. 1971. V. 3. № 2. Р. 111–150.

22. Baddeley A., Eysenck M.W., Anderson C. Memory. New York: Psychology Press, 2009.

23. Bartlett F.C. Remembering: A study in experimental and social psychology. New York: Cambridge University Press, 1932.

24. Connoly K., Jones B. A developmental study of afferent–reafferent integration // British Journal of Psychology. 1970. V. 61. Р. 259–266.

25. Laslo J.I., Manning L.C. The role of motor programming, command and standard in the central control of skilled performance // Journal of Motor Behavior. 1970. V. 2. № 2. P. 111–124.

26. Neath I., Surprenant A. Human Memory: An introduction to research, data and theory. 2nd ed. Belmont, CA: Wadsworth, 2003.

27. Reid G., Marisi D.Q. Overt rehearsal in short-term motor memory // Perceptual and Motor Skills. 1982. V. 55. № 1. P. 228–230.

28. Roediger H.L., McDermott K.B. Encoding specificity in perceptual priming // Fechner Day 93: Proceedings of the International Society for Psychophysics. 1993. Madrid. Р. 227–232.

29. Squire L.R. Declarative and nondeclarative memory: Multiple brain systems supporting learning and memory // Journal of Cognitive Neuroscience. 1992. V. 4. № 3. P. 232–243.

30. Tulving E. Episodic and semantic memory // Organization of memory / Eds. E. Tulving, W. Donaldson. Cambridge, MA: Academic Press, 1972. P. 381–403.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас