Каузативно-эмотивный анализ. Часть I. Методика изучения эмоциональных реакций пользователей социальных сетей
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
241


Скачивания
42
Образовательные программы
УДК
159.9 Психология
Дата выпуска
23.06.2022
Год выпуска
2022
DOI
10.31857/S020595920020501-7
Каузативно-эмотивный анализ. Часть I. Методика изучения эмоциональных реакций пользователей социальных сетей
Аннотация

Исследовалась каузальная атрибуция эмоций в высказываниях пользователей социальных сетей. Предлагается решение, основанное на применении методов искусственного интеллекта, позволяющих работать с большими корпусами текстов: метод каузативно-эмотивного анализа, работающий на базе созданного авторским коллективом ФИЦ “Информатика и управление” РАН инструмента автоматического анализа текста TITANIS. Описаны особенности используемого инструментария и его лингвистические основания применительно к глагольным эмотивным конструкциям. Описаны ограничения в использовании предложенного метода для работ в области психологии коллективных эмоций.

Об авторах
Григорьев О. Г.
руководитель отделения “Искусственный интеллект и принятие решений”
ФИЦ “Информатика и управление” РАН
Чудова Н. В.
ФИЦ “Информатика и управление” РАН
Библиография

1. Блакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти (теоретико-эмпирическое исследование языка и его использования в социальном контексте) // Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы / общ. ред. В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1987. С. 88–125.

2. Бубнова С.С. Теории каузальной атрибуции в зарубежной психологии // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир: электрон. науч. журнал. 2019. Т. 3. № 1(6). С. 77–95. URL: http://chelovekimir.ru/engine/documents/document270.pdf

3. Васильев Л.М. Семантика русского глагола. М.: Высшая школа, 1981.

4. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М: Смысл, 2002. С. 47–102.

5. Ениколопов С.Н., Кузнецова Ю.М., Осипов Г.С., Смирнов И.В., Чудова Н.В. Метод реляционно-ситуационного анализа текста в психологических исследованиях // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 4. С. 748–769

6. Ениколопов С.Н., Кузнецова Ю.М., Смирнов И.В., Станкевич М.А., Чудова Н.В. Создание инструмента автоматического анализа текста в интересах социогуманитарных исследований. Ч. 1. Методические и методологические аспекты // Искусственный интеллект и принятие решений. 2019. № 2. C. 28–38.

7. Ефремова М.В., Григорян Л.К. Коллективные эмоции вины и стыда: обзор современных исследований // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 4. C. 71–88.

8. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М.: Русский язык, 1980.

9. Золотова Г.А. Синтаксический словарь. Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса. М.: Наука, 1998.

10. Изард К.Э. Психология эмоций / пер. с англ. СПб.: Питер, 2008.

11. Иорданская Л.Н. Бояться, Восторг, Восхищать, Гнев, Страх [словарные статьи] // Мельчук И.А., Жолковский А.К. Толково-комбинаторный словарь русского языка: Опыты семантико-синтаксического описания русской лексики. 2-е изд., испр. М.: Глобал Ком: Языки славянской культуры, 2016.

12. Иорданская Л.Н. Попытка лексикографического толкования группы русских слов со значением чувства // Машинный перевод и прикладная лингвистика. Вып. 13. М.: МГПИИЯ, 1970. C. 3–26.

13. Коршунова С.Г., Степанова О.Б. Категоризация названий эмоций в субъективном семантическом пространстве их зрительного различения по круговым характеристикам “интенсивность” и “сила” // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2018. № 3. С. 76–89.

14. Кузнецова Ю.М., Смирнов И.В., Станкевич М.А., Чудова Н.В. Создание инструмента автоматического анализа текста в интересах социо-гуманитарных исследований. Часть 2. Машина РСА и опыт ее использования // Искусственный интеллект и принятие решений. 2019. № 3. C. 40–51.

15. Люсин Д.В. Трехмерная модель структуры эмоциональных состояний, основанная на русскоязычных данных // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16. № 2. С. 133–148. DOI: 10.17323/1813-8918-2019-2-341-356

16. Нестик Т.А., Журавлев А.Л. Психология глобальных рисков. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”. 2018. С. 120–149.

17. Овсянникова В.В. К вопросу о классификации эмоций: категориальный и многомерный подходы // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 37. С. 43–48.

18. Онипенко Н.К. Система именных каузативных синтаксем в современном русском литературном языке. Дисс. … канд. филол. наук. М., 1985.

19. Орфографический словарь русского языка: 106 000 слов / под ред. С.Г. Бархударова и др. 21-е изд., испр. М.: Русский язык, 1984.

20. Осипов Г.С., Смирнов И.В., Тихомиров И.А. Реляционно-ситуационный метод поиска и анализа текстов и его приложения // Искусственный интеллект и принятие решений. 2008. № 2. С. 3–10.

21. Падучева Е.В. Динамические модели в семантике лексики. М.: Языки славянской культуры, 2004.

22. Прихидько А.И. Проблема эмоций в зарубежной социальной психологии // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 141–152.

23. Chatterjee A., Gupta U., Chinnakotla M.K., Srikanth R., Galley M., Agrawal P. Understanding emotions in text using deep learning and Big Data // Computers in Human Behavior. 2019. V. 93. P. 309–317. DOI: 10.1016/j.chb.2018.12.029

24. Neviarouskaya A., Aono M. Extracting causes of emotions from text // Proceedings of the Sixth International Joint Conference on Natural Language Processing. 2013. P. 932–936.

25. Ortony A., Clore G.L., Collins A. The Cognitive Structure of Emotions. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1988.

26. Parrott W.G. (Ed.) Emotions in social psychology. Essential readings. Philadelphia: Psychology Press, 2001.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас