Эмоциональная креативность в системе связей с эмоционально-личностной сферой и имплицитными теориями креативности
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
1120


Скачивания
197
Образовательные программы
УДК
159.9 Психология
Дата выпуска
24.07.2020
Год выпуска
2020
DOI
10.31857/S020595920010388-2
Эмоциональная креативность в системе связей с эмоционально-личностной сферой и имплицитными теориями креативности
Аннотация

Рассмотрены соотношения понятий эмоциональных способностей, эмоционального интеллекта, эмоциональной креативности (ЭК) и имплицитных теорий креативности (ИТК). Представлены результаты апробации опросника Дж. Эверилла “Эмоциональная креативность” (ОЭК) на выборке российских студентов (N = 631). Установлена пятифакторная структура русскоязычной версии опросника в противовес трехфакторной в исходном варианте ОЭК. α Кронбаха для всех шкал превышает 0.7, что говорит о высокой согласованности пунктов в шкалах. Проанализированы связи шкал ОЭК с переменными эмоционального интеллекта (ЭИ), “психологической разумности” и имплицитными теориями креативности (ИТК). Такие факторы ЭК, как готовность размышлять и эффективность положительно связаны со всеми шкалами межличностного ЭИ; фактор новизна также положительно связан со шкалами межличностного ЭИ, но отрицательно ― со шкалами внутриличностного ЭИ; фактор аутентичность положительно связан с большинством шкал ЭИ. Фактор многообразие эмоций фиксирует этап потенциального зарождения эмоций, когда аспекты становления и опознания эмоций еще не разведены. Шкала ИТК активность связана с тремя из пяти шкал ЭК, в том числе с многообразием эмоций. Эта и другие установленные связи позволяют предполагать включенность имплицитных теорий креативности в актуалгенез ЭК. Апробированный на русскоязычной выборке “Опросник эмоциональной креативности” продемонстрировал хорошие психометрические показатели по пяти шкалам, выделение которых обосновано их связями с показателями эмоционально-личностной сферы и имплицитными теориями креативности.

Об авторах
Корнилова Т. В.
Профессор кафедры общей психологии факультета психологии
МГУ имени М.В. Ломоносова
Шестова Мария А.
Аспирант кафедры общей психологии
Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Павлова Е. М.
Инженер 1-й категории кафедры психологии образования и педагогики
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Библиография

1. Андреева И.Н.Адаптация опросника эмоциональной креативности (ECI) // Психологический журнал (Минск). 2011. № 1–2. С. 75–81.

2. Валуева Е.А. Диагностика эмоциональной креативности: адаптация опросника Дж. Эверилла // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 216–227.

3. Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска. СПб.: Нестор-История, 2016.

4. Корнилова Т.В., Чумакова М.А., Корнилов С.А.Интеллект и успешность стратегий прогнозирования при выполнении Айова-теста (IGT) // Психология. Журнал Высшей Школы экономики. 2018. Т. 15(1). С. 10–21.

5. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2009. C. 264–278.

6. Новикова М.А., Корнилова Т.В. “Психологическая разумность” в структуре интеллектуально-личностного потенциала (апробация опросника) // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 95–110.

7. Павлова Е.М. Имплицитные теории и самооценка креативности в структуре самосознания личности // Психология. Журнал Высшей Школы экономии. 2014. Т. 11(4). С. 75–95.

8. Смирнов С.Д. Мир чувств и чувство мира // Психологическое знание: современное состояние и перспективы развития / Под ред. А.Л. Журавлева и А.В. Юревича. М.: Институт психологии РАН, 2018. С. 224–245.

9. Смирнов С.Д., Чумакова М.А., Корнилова Т.В.Образ мира в динамическом контроле неопределенности // Вопросы психологии. 2016. № 4.C. 3–13.

10. Стернберг Р., Форсайт Дж. Б., Хедланд Дж., … Григоренко Е. Практический интеллект. СПб.: Питер. 2002.

11. Allard E.S., Kensinger E.A. Age-related differences in functional connectivity during cognitive emotion regulation // Journals of Gerontology Series B: Psychological Sciences and Social Sciences. 2014. V. 69(6). P. 852–860.

12. Allemand M., Steiger A.E., Fend H.A. Empathy Development in Adolescence Predicts Social Competencies in Adulthood // Journal of Personality. 2015. V. 32(2). P. 229–241.

13. Andiliou, A., Murphy K.P. Examining variations among researchers’ and teachers’ conceptualizations of creativity: A review and synthesis of contemporary research. Educational Research Review. 2010. V. 5. P. 201–219.

14. Averill J.R. Individual differences in emotional creativity: Structure and correlates // Journal of personality. 1999. V. 67(2). Р. 331–371.

15. Averill J.R. Intelligence, emotion, and creativity: From trichotomy to trinity // Handbook of emotional intelligence: Theory, development, assessment, and application at home, school, and in the workplace / Eds. R. Bar-On, J.D.A. Parke. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2000. P. 363–376.

16. Brackett M.A., Rivers S.E., Reyes М.R., Salovey Р. Enhancing academic performance and social and emotional competence with the RULER feeling words curriculum // Learning and Individual Differences. 2012. V. 22. P. 218–224.

17. Damasio A. Feelings of emotion and the self // Annals of the New York Academy of Sciences. 2003. V. 1001 (1). P. 253–261.

18. Gutiérrez-Cobo M.J., Cabello R., Fernández-Berrocal P. The relationship between emotional intelligence and cool and hot cognitive processes: A systematic review // Frontiers in behavioral neuroscience. 2016. V. 27. P. 101.

19. Foran H.M., O’Leary K.D., Williams, M.C.Emotional Abilities in Couples: A Construct Validation Study // The American Journal of Family Therapy. 2012. V. 40. P.189–207.

20. Ivcevic Z., Mayer J.D. Mapping Dimensions of Creativity in the Life-Space // Creativity Research Journal. 2009. V. 21(2–3). P. 152–165.

21. Karwowski M., Gralewskib J., Patstonc T., Cropleyd D.H., Kaufmane J.C. The creative student in the eyes of a teacher: A cross-cultural study Author links open overlay panel // Thinking Skills and Creativity. 2020. V. 35. P. 100636.

22. Pavlova E.M., Kornilova T.V. Implicit theories and self-esteem of creativity in the structure of self-consciousness // Understanding Creativity: Past, Present and Future Perspectives. New York: Nova Science Publishers, 2019. P. 61–79.

23. Pessoa L. On the relationship between emotion and cognition // Nature Reviews Neuroscience. 2008. V. 9 (2). P. 148–158.

24. Peña-Sarrionandia A., Mikolajczak M., Gross J.J. Integrating emotion regulation and emotional intelligence traditions: a meta‑analysis // Frontiers in psychology. 2015. V. 6 (160). P. 1–27.

25. Reiter-Palmon R., Robinson-Morral E., Kaufman J. C., Santo J. Evaluation of self-perceptions of creativity: Is it a useful criterion? // Creativity Research Journal. 2012. V. 24. P. 107–114.

26. Revelle W., Rocklin T. Very Simple Structure: An alternative procedure for estimating the optimal number of interpretable factors // Multivariate Behavioral Research. 1979. V. 14. P. 403–414.

27. Reus T.H., Liu Y. Rhyme and Reason: Emotional Capability and the Performance of Knowledge-Intensive Work Groups // Human Performance. 2004. V. 17 (2). P. 245–266.

28. Rothermund K., Koole S.L. Three decades of Cognition & Emotion: A brief review of past highlights and future prospects // Cognition and Emotion. 2018. V. 32 (1). P. 1–12.

29. Runco M.A. Implicit theories of creativity // Encyclopedia of creativity / Eds. M.A. Runco, S. Pritzker.San Diego, CA: Academic Press, 2006.P. 27–30.

30. Trnka R., Cabelkova I., Kuška M., Nikolai T. Cognitive Decline Influences Emotional Creativity in the Elderly // Creativity Research Journal. 2019. V. 31 (1). P. 93–101.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас