Динамический подход к исследованию личности и процессуальный анализ в психологии субъекта
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
961


Скачивания
88
Образовательные программы
УДК
159.9 Психология
Дата выпуска
04.09.2019
Год выпуска
2019
DOI
10.31857/S020595920006073-6
Динамический подход к исследованию личности и процессуальный анализ в психологии субъекта
Аннотация

Показано, что единым теоретическим основанием динамического подхода к исследованию личности и процессуального анализа в психологии субъекта являются научные представления С.Л. Рубинштейна. Л.И. Анцыферова применяла их, развивая динамический подход. Она имела свою оригинальную, отличную от других ученых точку зрения на психологические механизмы деятельности: продуктами деятельности могут быть не только материальные ценности, но и отношения субъекта с другими людьми, а также “ревизия” своего внутреннего мира, его переоценка и трансформация. Одним из значимых направлений в научном творчестве Л.И. Анцыферовой является психологический анализ феномена мудрости, основанный на описании ее как динамичной развивающейся психологической системы. Л.И. Анцыферова обосновала, что мудрый субъект отличается от других людей не только более дифференцированным пониманием мира, но и углубленной интерпретацией своего и чужого жизненного опыта. Ориентация на анализ динамики психического развития наблюдается также и в психологии субъекта: происходит переосмысление психологами категории “процессуальность”, а в научном познании чаще используется процессуальный подход к анализу психических явлений, чем структурный. В процессуальном подходе внимание психологов фокусируется на понимании процессов и вариаций внутри человека, а также на их временной трансформации. Самым важным считается анализ становления, динамики и новизны личностных и субъектных образований. Акцент на изучении процессуальных аспектов психики – общее в современных исследованиях личности и субъекта.

Об авторах
Знаков В. В.
Главный научный сотрудник
ФГБУН Институт психологии РАН
Библиография

1. Анцыферова Л.И. Мудрость и ее проявления в разные периоды жизни человека // Психологический журнал. 2004. № 3. С. 17–24.

2. Анцыферова Л.И. Гуманистически-экзистенциальный подход к мудрости: Способы постижения истинного Я и призвания человека // Психологический журнал. 2005. № 3. С. 5–14.

3. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006.

4. Брушлинский А.В. Избранные психологические труды. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2006.

5. Гришина Н.В. “Самоизменения” личности: возможное и необходимое // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. Вып. 2. С. 126–138.

6. Журавлев А.Л., Харламенкова Н.Е. Динамический подход к исследованию психики человека // Институт человека. Идея и реальность / сост. М.И. Фролова. М.: URSS, 2018. С. 280–290.

7. Костромина С.Н., Гришина Н.В. Процессуальный подход в психологии личности // Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.В. Знаков. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 506–512.

8. Леонтьев Д.А. Мудрость как интегральная характеристика личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 92–106.

9. Леонтьев Д.А. Илья Пригожин и психология XXI века // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 3. С. 11–14.

10. Никитин Е.П. Объяснение – функция науки. М.: Наука, 1970.

11. Сергиенко Е.А. Проблема соотношения понятий субъекта и личности // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 2. С. 5–16.

12. Смирнов А.В. Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл. М.: Языки славянской культуры, 2015.

13. Фуко М. Мужество истины. Управление собой и другими II. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1983–1984 учебном году. СПб.: Наука, 2014

14. Харламенкова Н.Е. Жизнь ученого – поиск и открытие неявного знания в явном: к юбилею Л.И. Анцыферовой // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 6. С. 5–16.

15. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект–Пресс, 1996.

16. Эпштейн М. От мудрости к философии – и обратно // Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 788–806.

17. Baltes P. B. Wisdom as Orchestration of Mind and Virtue. Berlin: Max Planck Institute for Human Development, 2004.

18. Baltes P., Kunzmann U. Wisdom // The Psychologist. 2003. V. 16. № 3. P. 131–132.

19. Giordano P.J. Being or becoming: Toward an open-system, process-centric model of personality // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2015. V. 49. Iss. 4. P. 757-771.

20. Giordano P.J. Individual personality is best understood as process, not structure // Culture and Psychology. 2017. V. 23. Iss. 4. P. 502–518.

21. Rafaeli-Mor E., Gotlib I.H., Revelle W. The Meaning and Measurement of Self-Comlexity // Personality and Individual Differences. 1999. N 27. P. 341–356.

22. Sternberg R. Wisdom, Intelligence and Creativity Synthesized. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас