Социально-психологическая лаборатория Курского государственного университета: история создания и тенденции развития
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
1000


Скачивания
90
Образовательные программы
УДК
159.9 Психология
Дата выпуска
26.06.2019
Год выпуска
2019
DOI
10.31857/S020595920005474-7
Социально-психологическая лаборатория Курского государственного университета: история создания и тенденции развития
Аннотация

Анализируется история становления и развития Курской социально-психологической лаборатории. Отмечается роль социального заказа из сфер образования и молодежной политики в создании лаборатории. Постулируется, что деятельность лаборатории опиралась на методологический принцип отечественной психологии о единстве теории, эксперимента и практики, заложенный В.М. Бехтеревым и Б.Ф. Ломовым. Указывается, что предметом исследования стали социально-психологические основы общественной активности личности и группы; психологический статус группы как субъекта совместной деятельности, общения и отношений; теория и практика подготовки молодежных лидеров в регионе. Исследования проводились на основе разработанной сотрудниками лаборатории под руководством профессора Л.И. Уманского параметрической теории малых групп и коллективов, включающей наряду с понятийным аппаратом (в который входят такие понятия, как социально-психологическая структура группы, уровень социально-психологической зрелости, этапы развития группы и др.) соответствующий методический арсенал, состоящий из опросников, лабораторного эксперимента на основе приборов-моделей совместной деятельности, а также различных видов естественного эксперимента. Апробация и практическое применение теории проводились в психологической школе молодежных лидеров, которая была создана лабораторией совместно с областным комитетом комсомола, а также  на вновь открывшемся в 1960-е годы историко-педагогическом факультете Курского государственного педагогического института в ходе учебно-воспитательного процесса. Лаборатория принимала участие в государственной программе “Помощь” по изучению психологических последствий и выработке защитных мер в регионах Чернобыльского следа. В итоге был предложен метод проектирования психологической помощи детям через создание образовательных сред с большими воспитательными возможностями (так называемые развивающие социальные среды, или социальные оазисы). Лаборатория приняла участие в организации психологической службы образования и открыла соответствующие психологические центры. Традиционно лаборатория сотрудничает с другими лабораториями и психологическими центрами. 

Об авторах
Чернышев А. С.
Профессор кафедры психологии
ФГБОУ ВО Курский государственный университет (КГУ)
Сарычев С. В.
Заведующий кафедрой психологии
ФГБОУ ВО Курский государственный университет (КГУ)
Елизаров Сергей Г.
Профессор кафедры психологии
ФГБОУ ВО Курский государственный университет (КГУ)
Лобков Юрий Л.
Доцент кафедры психологии
ФГБОУ ВО Курский государственный университет (КГУ)
Беспалов Д. В.
Доцент кафедры психологии
ФГБОУ ВО Курский государственный университет (КГУ)
Библиография

1. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.

2. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Пг.: Колос, 1921.

3. Брушлинский А.В. Вопросы методологии и теории субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 9–33.

4. Гайдар К.М. Социально-психологическая концепция группового субъекта: монография. Воронеж: Изд-во Воронеж.гос. ун-та, 2013.

5. Горбов Ф.Д., Новиков М.А. Вопросы интегративной оценки групповой активности // Тез.докладов на II съезде психологов СССР. Вып.3. М., 1963. С. 12–22.

6. Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. Специфика естественного формирующего эксперимента в социально-психологическом исследовании // Вестник практической психологии образования. 2008. № 3 (16). С. 18–24.

7. Елизаров С.Г. Мотивационно-ценностная включенность малой группы в социальную систему (систему групп) различных типов: на материале исследования молодежных учебных групп: дисс. ... доктора психол. наук. Курск, 2010.

8. Журавлев А.Л. Развитие концепции совместной деятельности в современной отечественной психологии // Психология совместной деятельности малых групп и организаций. М.: Изд-во “Социум”, “Институт психологии РАН”, 2001. С. 120–135.

9. Журавлев А.Л. Понимание “коллективного субъекта”: основные подходы в психологии // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе /Под ред. А.В. Брушлинского и М.И. Воловиковой. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”,1999. С. 68–70.

10. Комплексная программа Минобразования России “Помощь” / Под ред. А.А. Тюкова. М.: Редакционно-издательский центр “Помощь”, 1994.

11. Ломов Б.Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии // Психол. журн. 1980. Т.1. № 6. С. 8–21.

12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

13. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988.

14. Макаренко А.С. Трудовое воспитание: Отношения, стиль, тон в коллективе // Собр. соч. Т. 5. М.: Педагогика, 1960.

15. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977.

16. Обозов Н.Н. Аппаратурный метод исследования срабатываемости и совместимости людей // Методы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1977.

17. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999.

18. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.

19. Петровский А.В. Психология в России. XX век. М.: УРАО, 2000.

20. Платонов К.К. О процессе самоукрепления коллектива // Коллектив и личность / Под ред. Е.В. Шороховой и др. М.: Наука, 1975. С. 87–96.

21. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1997. С. 415–416.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.

23. Сарычев С.В. Мотивационная основа надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности // Психология инновационного управления социальными группами и организациями: Материалы международного конгресса. М.–Кострома, 2001. С. 358–359.

24. Сидоренков А.В., Захарченко Н.А., Сидоренкова И.И. Социально-психологические теории малой группы. М.: Вузовская книга, 2011.

25. Уманский Л.И. Личность, организаторская деятельность, коллектив: Избр. труды. Кострома: Костром.гос. ун-т, 2001.

26. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980.

27. Форопонова А.А. Влияние социально-психологических качеств группы на успешность учебной деятельности иностранных студентов: автореф. дис…. канд. психол. наук. Курск, 2014.

28. Чернышев А.С., Сарычев С.В. Проблема единства теории, эксперимента и практики в социальной психологии // Социальная и экономическая психология. Часть 1: Состояние и перспективы исследований / Отв. ред. Т.А. Нестик, Ю.В. Ковалева. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 103–110.

29. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лобков Ю.Л. Социально-психологический эксперимент в личностном развитии социально одаренных подростков и юношей // Problems of education in the 21st century. Vol. 2 “Variety of education in Central and Eastern Europe”. 2007. P. 161–165.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас