Репрезентация личностной проблемы и процесс её решения как предмет психологического исследования
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
1055


Скачивания
117
Образовательные программы
УДК
159.9 Психология
Дата выпуска
25.03.2019
Год выпуска
2019
DOI
10.31857/S020595920004053-4
Репрезентация личностной проблемы и процесс её решения как предмет психологического исследования
Аннотация

Обсуждается слабо представленное в русскоязычном научном пространстве направление исследования – психология решения личностных проблем. Результаты и выводы, полученные в ближайших предметных областях – психологии решения комплексных слабоструктурированных проблем и мыслительных задач – не могут быть напрямую перенесены в область решения личностных проблем. Таким образом, демонстрируется, что понятию “личностная проблема” и механизмам ее решения, включая построение репрезентации проблемы  решающим ее субъектом, не было уделено должного внимания. Рассматриваются активно разрабатываемые подходы Т. Д’Зурилла (T.D’Zurilla) и П. Хеппнера (P. Heppner), в русле которых построены модели решения социальных и личностных проблем, выделены основные этапы этого процесса, проанализированы стили решения и показатели физического и психологического здоровья, коррелирующие со способностью к решению проблем. Формулируется рабочее определение личностной проблемы как вида комплексной проблемы, содержанием которой выступают личностно-значимые компоненты жизненной ситуации и субъективная потребность в их преобразовании при отсутствии инструментальных возможностей.С опорой на структурный и стратегический подходы предлагается авторская модель репрезентации личностной проблемы как сложной динамической системы личностно-значимых элементов, связей и взаимосвязей между ними. Подробно рассматривается содержание репрезентации исходного и целевого компонентов личностной проблемы. Предложенная модель репрезентации этапов решения личностной проблемы может быть положена в основу разработки методик ее исследования и дает возможность раскрыть новые содержательные аспекты этого вида проблем.

Об авторах
Спиридонов В. Ф.
заведующий лабораторией когнитивных исследований ИОН РАНХиГС, ведущий научный сотрудник НУЛ когнитивных исследований НИУ ВШЭ
Институт общественных наук РАНХиГС; Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Кисельникова (Волкова) Н. В.
заведующая лабораторией консультативной психологии и психотерапии
ФГБНУ “ПИ РАО”
Данина М. М.
старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии
ФГБНУ “ПИ РАО”
Библиография

1. Акофф Р. Структура проблемы и пути их решения // Искусство решения проблем. М., 1982. С. 14–25 (с сокр.)

2. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия: опыт построения психотехнической системы // Гуманитарные исследования в психотерапии: труды по психотерапии и психологическому консультированию. Вып. 1.М.: ПИ РАО; МГППУ, 2007. С. 159–203.

3. Данина М.М., Кисельникова Н.В., Куминская Е.А., Лаврова Е.В., Голзицкая А.А. Методы исследования личностных проблем // Вопросы психологии. 2017. №3. С. 70–80.

4. Дернер Д. Логика неудачи. М.,1997.

5. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985. №1. С.103–110.

6. Нардонэ Дж., Вербиц Т., Миланезе Р. В плену у еды: Краткосрочная стратегическая терапия при нарушениях пищевого поведения: булимия, анорексия, vomiting (вызванная рвота). М.: Эксмо, 2010.

7. Поддъяков А.Н. Решение комплексных проблем в неклассической парадигме // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2007. С. 136–156.

8. Спиридонов В.Ф. Психология мышления: Решение задач и проблем: Учебное пособие. М.: Генезис, 2006.

9. Almeida M.C., Denham S.A. Interpersonal Cognitive Problem-Solving: A Meta-Analysis. Annual Meeting of the Eastern Psychological Association. 1984.

10. Anderson J.R., Boyle C.B., Reiser B.J. Intelligent tutoring systems. Science. 1985. №228 (4698). P. 456–462.

11. Bower G.H.How might emotions affect learning? // The handbook of emotion and memory: Research and theory / Christianson, S.-A. (Ed.).Hillsdale, NJ.: Erlbaum, 1992. P. 3 –31.

12. Buehner M.J., Cheng P.W.Causal Learning // The Cambridge Handbook of Thinking and Reasoning / In Holyoak, K.J. & Morrison, R.G. (Eds.). Cambridge, UK: University Press, 2005. P. 143–168.

13. Chase W.G., Simon H.A. The mind’s eye in chess // Visual information processing / Chase W.G. (Ed.). NY.: Academic Press, 1973. P. 215–281.

14. Chi M.T.H., Feltovich P.J., Glaser R. Categorization and representation of physics problems by experts and novices // Cognitive Science. 2005. №5 (2). P. 121–152.

15. Chi M.T.H., Glaser R., Rees E. Expertise in Problem Solving // Advance in the psychology of human intelligence. R.J. Sternberg (Ed.). Vol. 1. Hillsdale, NJ.: Erlbaum, 1982. P. 21–33.

16. Cornelius S.W., Caspi A. Everyday problem solving in adulthood and old age // Psychology and Aging. 1987. №2. P. 144–153.

17. D’Zurilla T.J., Goldfried M.R. Problem solving and behavior modification // Journ. of Abnormal Psychology. 1971. №78. P. 107–126.

18. D’Zurilla T.J., Nezu A.M. Problem-solving therapies // The handbook of cognitive-behavioral therapies (2nd ed.) / K.S. Dobson (Ed.). NY.: The Guilford Press, 2001. P. 211–245.

19. D'Zurilla T.J., Nezu A.M. Social problem-solving in adults // Advances in cognitive-behavioral research and therapy / P.C. Kendall (Ed.). NY.: Academic Press, 1982.Vol. 1. P. 201–274.

20. D’Zurilla T.J., Nezu A.M., Maydeu-Olivares A. The social problem-solving inventory-revised (SPSI-R): technical manual. North Tonawanda, NY: MultiHealth Systems, 2002.

21. Davidson J.E., Sternberg R.J. Smart problem solving: How metacognition helps // Metacognition in educational theory and practice / D.J. Hacker, J. Dunlosky, A.C. Graesser (Eds.).Mahwah, NJ.: Lawrence Erlbaum, 1998. P. 47–68.

22. Dixon-Gordon K.L., Chapman A.L., Lovasz N., Walters K. Too Upset to Think: The Interplay of Borderline Personality Features, Negative Emotions, and Social Problem Solving in the Laboratory // Personality Disorders: Theory, Research, and Treatment. 2011. Vol. 2. №4. P. 243–260.

23. Dörner D., Kreuzig H.W., Reither F., Stäudel T. (Eds.). Lohhausen. Vom Umgangmit Unbestimmtheit und Komplexität (Lohhausen. On dealing with uncertainty and complexity). Bern: Hans Huber, 1983.

24. Dörner D., Wearing A.T. Complex Problem-Solving: Towards a (computer-simulated) Theory // In: Funke J., Frensch P. Complex Problem Solving – The European Perspective. Hillsdale, NJ.: Erlbaum, 1995. P. 65–99.

25. Frensch P., Funke J. Complex problem solving: the European perspective. Hillsdale, NJ.: Lawrence Erlbaum Associates,1995.

26. Funke J. Solving complex problems: Exploration and control of complex systems // Complex problem solving: Principles and mechanisms / R.J. Sternberg, P.A. Frensch (Eds.). Hillsdale, NJ.: Erlbaum, 1991. P. 185–222.

27. Gigerenzer G., Brighton H. Homo heuristicus: Why biased minds make better inferences // Topics in Cognitive Science. 2009. №1. P. 107–143.

28. Gonzalez C., Lebiere C. Instance-based cognitive models of decision making // Transfer of knowledge in economic decision making / D. Zizzo, A. Courakis (Eds.). NY.: Palgrave McMillan, 2005.

29. Heppner P.P., Krauskopf C.J.An information processing approach to personal problem solving // The Counseling Psychologist.1987. №15. P. 371–447.

30. Heppner P.P., Petersen C.H. The Development and Implications of A Personal Problem Solving Inventory // Journ.of Counseling Psychology. 1982. №29 (1). P. 66–75.

31. Klahr D., Dunbar K. Dual space search during scientific reasoning // Cognitive Science, 1988. №12. P. 1–48.

32. Newell A., Simon H.A. Human problem solving. Englewood Cliffs, NJ.: Prentice-Hall, 1972.

33. Rath J.F., Hennessy J.J., Diller L. Social Problem Solving and Community Integration in Postacute Rehabilitation Outpatients With Traumatic Brain Injury // Rehabilitation Psychology. 2003. Vol. 48, №3.P. 137–144.

34. Rath J.F., Hradil A.L., Litke D.R., Diller L. Clinical Applications of Problem-Solving Research in Neuropsychological Rehabilitation: Addressing the Subjective Experience of Cognitive Deficits in Outpatients With Acquired Brain Injury // Rehabilitation Psychology. 2011. Vol. 56.№4.P. 320–328.

35. Rath J.F., Simon D., Langenbahn D.M., Sherr R.L., Diller L.Group treatment of problem‐solving deficits in outpatients with traumatic brain injury: A randomised outcome study// Neuropsychological Rehabilitation. 2003.№13(4).P. 461–488.

36. Ringelband O.J., Misiak C., Kluwe R.H. Mental models and strategies in the control of a complex system//Mental models and human-computer interaction / D. Ackermann, M.J. Tauber (Eds.). Vol. 1. Amsterdam: Elsevier Science Publishers, 1990.P. 151–164.

37. Rollett W. Strategieeinsatz, erzeugte Information und Informationsnutzungbei der Exploration und SteuerungkomplexerdynamischerSysteme. Dissertationsschrift [Use of strategy, generated information and use of information when exploring and controlling complex dynamic systems].Braunschweig: TechnischeUniversitätCarolo-Wilhelmina, 2007.

38. Rubin K.H., Rose-Krasnor L. Interpersonal problem solving and social competence in children // Handbook of social development: a lifespan perspective / Van Hasselt V. and Hersen M. (Eds). NY.: Plenum Press, 1992.

39. Rusting C.L. Personality, Mood, and Cognitive Processing of Emotional Information: Three Conceptual Frameworks // Psychological Bulletin. 1998. V. 124(2). P. 165–196.

40. Shure M.B., Spivack G. Means-ends thinking, adjustment, and social class among elementary-school-aged children //Journ.of Consulting and Clinical Psychology. 1972.№38.P. 348–353.

41. Simon H.A., Lea G. Problem solving and rule induction: A unified view// Knowledge and cognition / L.W. Greff (Ed.).Hillsdale, NJ.: Erlbaum, 1974.P. 105–127.

42. Spivack G., Platt J.J., Shure M.B.The problem-solving approach to adjustment. San-Francisco:Jossey-Bass, 1976.

43. Sternberg R.J., Frensch P.A.Complex problem solving: Principles and mechanisms. Hillsdale, NJ.: Lawrence Erlbaum Associates, 1991.

44. Thorndike E.L. The psychology of problem solving // The Mathematics Teacher. 1922. Vol. 15.№4.P. 212–227.

45. Wittmann W.W., Hattrup K. The relationship between performance in dynamic systems and intelligence//SystemsResearch and Behavioral Science. 2004. №21. P. 393–409.

46. Wollburg E., Braukhaus C.Goal setting in psychotherapy: The relevance of approach and avoidance goals for treatment outcome // Psychotherapy Research. 2010.Vol. 20.Iss. 4.

47. Zeelenberg R., Bocanegra B.R., Pecher D. Emotion-induced impairments in speeded word recognition tasks // Experimental Psychology. 2011. Vol. 58. №5. P. 400–411.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас