Форсайт-прогнозирование в европейских компаниях
Аннотация
В работе рассмотрены концептуальные подходы к прогностической деятельности и её практика в европейских компаниях как одной из важных составных частей формирующейся в Европе системы прогностического обеспечения инновационного развития. Представлен понятийный аппарат корпоративного Форсайта. Прослежена эволюция его доминантных теорий, дана характеристика преобладающих форм этого прогнозирования, основных направлений использования европейским корпоративным сектором, а также роли как механизма корпоративного управления. Особое внимание при этом уделено “открытой” форме этого инструмента и особенностям его применения в части формулирования целей компании, осуществления долгосрочного планирования и мониторинга корпоративной активности, оценки европейскими компаниями вклада корпоративного Форсайта в процессы стратегического управления. Охарактеризованы различные подходы к организации проведения корпоративных Форсайт-исследований, включая последовательность их осуществления, направления их тематической ориентации, определение временного горизонта и выбор источников информации, а также методы их проведения. Выявлены преграды регулярному проведению Форсайт-прогнозирования на малых и средних предприятиях, связанные главным образом с комплексом проблем методического, организационного и управленческого характера. Приведены оценки европейских экспертов направлений дальнейшего совершенствования корпоративного Форсайт-прогнозирования. Сделаны выводы, направленные на совершенствование его использования в российских компаниях.