Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
760


Скачивания
85
Образовательные программы
УДК
308 Социология. Описательное изучение жизни общества
Дата выпуска
25.06.2020
Год выпуска
2020
DOI
10.31857/S013216250009455-3
Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками
Аннотация

В статье представлены результаты проведенного осенью 2019 г. исследования особенностей использования дошкольниками цифровых устройств. Выборку исследования составили 417 детей (202 мальчика и 215 девочек) в возрасте 6-7 лет, посещавших подготовительные группы детских садов в Москве. Для изучения частоты и контекста использования детьми цифровых устройств было составлено полуструктурированное интервью из 8 вопросов. Исследование показало, что примерно 94% дошкольников являются пользователями цифровых устройств. Большинство использует их в первую очередь для игр и просмотра видео и мультфильмов. Обнаружены половые различия по частоте использования и предпочитаемым видам деятельности на цифровых устройствах. 

Об авторах
Веракса А. Н.
заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии
МГУ имени М.В. Ломоносова
Алмазова Ольга Викторовна
Доцент, кафедра возрастной психологии факультета психологии
МГУ имени М.В. Ломоносова
Бухаленкова Д. А.
Младший научный сотрудник факультета психологии
МГУ имени М.В. Ломоносова
Библиография

1. Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М.: Знание, 1994.

2. Веракса А. Н., Бухаленкова Д. А. Применение компьютерных игровых технологий для развития регуляторных функций дошкольников // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 3. С. 106–133.

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития ребенка. М.: ЭКСМО, 2004. С. 200–223.

4. Ежегодный доклад «Дети. Медиапотребление. 2017». URL: http://momri.org/portfolio/ezhegodnyj-doklad-deti-mediapotreblenie-2017/ (дата обращения: 15.04.2020).

5. Карабанова О.А., Молчанов С.В. Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков // Национальный психологический журнал. 2018. №3(31). С. 37–46. DOI: 10.11621/npj.2018.0304

6. Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. № 2(34). С. 25–32. DOI: 10.11621/npj.2019

7. Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю. Семинар «Виртуальная реальность современного детства» // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 2. С. 71–76. DOI: 10.17759/chp.2017130208

8. Смирнова Е.О., Смирнова С.Ю., Шеина Е.Г. Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 79–87.

9. Собкин В. С., Скобельцина К. Н., Иванова А. И. Структура досуга современного дошкольника: мнение родителей // Социология образования. Труды по социологии образования / Под ред. В.С. Собкина. Т. 16. М.: ИСО РАО, 2012. С. 32–44.

10. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей) // Психологическая наука и образование. 2011. Т. 16. № 2. С. 56–67.

11. Собкин В.С., Федотова А.В. Подросток в социальных сетях: к вопросу о социально-психологическом самочувствии // Национальный психологический журнал. 2018. №3(31). С. 23–30. DOI: 10.11621/ npj.2018.0303

12. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71–80. DOI:10.17759/ sps.2018090308

13. Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. 2019. N. 27. № 3. С. 97–118. DOI: 10.17759/cpp.2019270307

14. Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности межличностных отношений российских подростков в социальных сетях // Национальный психологический журнал. 2018. №3(31). С. 12–22. DOI: 10.11621/ npj.2018.0302

15. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 78–85.

16. American Academy of Pediatrics council on communications and media. Media and Young Minds // Pediatrics. 2016. 138(5): e20162591. DOI: 10.1542/peds.2016-2591

17. Assathiany R., Guery E., Caron F., Cheymol J., Picherot G., Foucaud P., Gelbert N. Children and screens: A survey by French pediatricians // Archives de Pédiatrie. 2018. Vol. 25. No. 2. P. 84–88. DOI: 10.1016/j.arcped.2017.11.001

18. Brito, R., Dias, P. Technologies and children up to 8 years old: what changes in one year? // Observatorio. 2019. Vol. 13. No. 2. P. 68–86. DOI: 10.15847/obsOBS13220191366

19. Gjelaj, M., Buza, K., Shatri, K., Zabeli, N. Digital Technologies in Early Childhood: Attitudes and Practices of Parents and Teachers in Kosovo // International Journal of Instruction. 2020. Vol. 13. No. 1. P. 165–184. DOI: 10.29333/iji.2020.13111a

20. Hawi, N. S., Samaha, M., Griffiths, M. D. The Digital Addiction Scale for Children: Development and Validation // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2019. Vol. 22. No. 12. P. 771–778. DOI: 10.1089/cyber.2019.0132

21. Horowitz-Kraus, T., Hutton, J. S. Brain connectivity in children is increased by the time they spend reading books and decreased by the length of exposure to screen-based media // Acta Paediatrica. 2017. Vol. 107. No. 4: P. 685–693. DOI: 10.1111/apa.14176

22. Huber, B., Highfield, K., Kaufman, J. Detailing the digital experience: Parent reports of children’s media use in the home learning environment // British Journal of Educational Technology. 2018a. Vol. 49. No. 5. P. 821–833. DOI: 10.1111/bjet.12667

23. Huber, B., Yeates, M., Meyer, D., Fleckhammer, L., Kaufman, J. The effects of screen media content on young children’s executive functioning // Journal of Experimental Child Psychology. 2018b Vol. 170. P. 72–85. DOI: 10.1016/j.jecp.2018.01.006

24. Isikoglu Erdogan, N., Johnson, J. E., Dong, P. I., Qiu, Z. Do parents prefer digital play? Examination of parental preferences and beliefs in four nations // Early Childhood Education Journal. 2019. Vol. 47. P. 131–142. DOI: 10.1007/s10643-018-0901-2

25. Kostyrka-Allchorne, K., Cooper, N. R., & Simpson, A. The relationship between television exposure and children’s cognition and behaviour: A systematic review // Developmental Review. 2017. Vol. 44. P. 19–58. DOI: 10.1016/j.dr.2016.12.002

26. Lee, D. Y., Roh, H. W., Kim, S. J., Park, E. J., Yoo, H., Suh, S., & Shin, Y. Trends in digital media use in Korean preschool children // Journal of Korean Medical Science. 2019. Vol. 34. No. 41. DOI: 10.3346/jkms.2019.34.e263

27. Lillard A.S., HuiLi, Boguszewski K. Television and Children's Executive Function // Advances in Child Development and Behavior. 2015. Vol. 48. P. 219–248. DOI: 10.1016/bs.acdb.2014.11.006

28. Nevski E., Siibak A. Mediation practices of parents and older siblings in guiding toddlers’ touchscreen technology use: An ethnographic case study // Media Education Studies & Research. 2016. Vol. 7. P. 320–340. DOI: 10.14605/MED721609

29. Przybylski A.K., Weinstein, N. Digital Screen Time Limits and Young Children’s Psychological Well-Being: Evidence From a Population-Based Study // Child Development. 2017. Vol. 90, No. 1. P. 56–65. DOI:10.1111/cdev.13007

30. Radesky J.S., Christakis D.A. Increased Screen Time: Implications for Early Childhood Development and Behavior // Pediatric Clinics of North America. 2016. Vol. 63, No. 5. P. 827–839. DOI: 10.1016/j.pcl.2016.06.006

31. Tandon, P. S., Zhou, C., Lozano, P., Christakis, D. A. Preschoolers’ total Daily Screen Time at Home and by Type of Child Care // The Journal of Pediatrics. 2011. Vol. 158. No. 2. P. 297–300. DOI:10.1016/j.jpeds.2010.08.005

32. The Common Sense Census: Media Use by Kids Age Zero to Eight. 2017. URL: https://www.commonsensemedia.org/research/the-common-sense-census-media-use-by-kids-age-zero-to-eight-2017 (дата обращения: 15.04.2020).

Похожие
Слободская Е. Р. , Лето И. В. , Петренко Е. Н. , Баирова Н. Б. , Козлова Е. А.
Долгих А. Г. , БАЯНОВА ЛАРИСА ФАРИТОВНА Л. Ф. , Чичинина Е. А. , Бухаленкова Д. А.
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас