К вопросу о субъективности философа в искусстве феноменологии (размышление над книгой)
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
946


Скачивания
103
Образовательные программы
УДК
1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ
Дата выпуска
11.12.2019
Год выпуска
2019
DOI
10.31857/S004287440007526-3
К вопросу о субъективности философа в искусстве феноменологии (размышление над книгой)
Аннотация

Феноменологическое внимание к вещам, само по себе проблемное, заставляет проделать два невозможных для зрительной метафоры обращения: взглянуть на того, кто возвращается к самим вещам, и устремиться к условиям его возможности. Тем большая сложность в утрате феноменологом почвы самопонятной естественной установки. С остротой, доходящей до границ разумного, данные проблемы поставлены в постфеноменологии. Новая книга российского феноменолога А. Ямпольской позволяет не только понять, как соотносятся философские подходы представителей французской постфеноменологии, но, и прежде всего, увидеть, как живет феноменологическая мысль. На материале, если не сказать «плоти», субъективности читателя и самого автора обнаруживаются и выстраиваются пересечения между современной континентальной философской мыслью и оригинально понятым наследием теоретиков русского формализма, аналитической философией, различными психологическими школами и даже средневековой патристикой. Если учесть, что практики последней восходят к классической и эллинистической античной мысли, автор демонстрирует единство философии на протяжении двух с половиной тысяч лет, единство в поисках «новой жизни». Для этого российский феноменолог обратилась к искусству, а также интерпретации чувственного опыта и творческой практики. Значимость эстезиса и праксиса понимается широко и парадигмально: от аналогии с философствованием до образца и даже самого философствования как такового. В самом сильном толковании уже не человек искусства учит философа, а философ-феноменолог оказывается большим художником, чем живописец, архитектор или поэт. Книга Анны Ямпольской предельно актуальна, она говорит о сегодняшней, современной жизни феноменологической мысли в истории философии, и показывает ее как приближение к «жизни вечной», в далеко не только узко теологическом смысле, через философскую установку мышления. И как исследовательская монография, но, прежде всего, как самостоятельное высказывание современного феноменолога, «Искусство феноменологии» помогает заново поставить вопрос: как и зачем философ превращает себя в инструмент познания?

Об авторах
Курилович Иван Сергеевич
Российский государственный гуманитарный университет
Библиография

1. Aliyeva, Olga V. (2013) Formation and development of the genres of Protreptic and Paraenesis in ancient and early Christian literature, PSTGU, Moscow (in Russian).

2. Janicaud, Dominique (1991) Le tournant theologique de la phenomenologie francaise, Editions de lТEclat, Paris.

3. Yampolskaya, Anna (2013) Phenomenology in Germany and France: problems of the method, RGGU, Moscow (in Russian).

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас