«Христос и мир»: метафизическая аргументация в полемике В. Розанова и Н. Бердяева
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
846


Скачивания
80
Образовательные программы
УДК
1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ
Дата выпуска
02.12.2019
Год выпуска
2019
DOI
10.31857/S004287440007168-9
«Христос и мир»: метафизическая аргументация в полемике В. Розанова и Н. Бердяева
Аннотация

В статье рассматривается полемика Василия Розанова и Николая Бердяева о соотношении Христа и мира, имевшая место на заседаниях Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге. Автор помещает эту полемику в современный контекст дискуссий о роли метафизики в спорах о религии, связанных с постсекулярной ситуацией. Реплика Розанова и ответ Бердяева анализируются не как образец «экзотичной» русской религиозной философии, построенной на литературности и лишенной строгой аргументации, а как выступления с вполне определенными метафизическими аргументативными стратегиями. Автор подробно реконструирует позицию рассматриваемых философов. Розанов строит свое рассуждение на противопоставлении Христа и мира: показывая несовместимость христианства с мирскими радостями, Розанов делает вывод о противоположности любви ко Христу и любви к миру. Автор подчеркивает, что, используя в своем выступлении стилистические и психологические приемы, Розанов, тем не менее, называет свое выступление метафизикой и заявляет, что у представителей церкви нет метафизики. Рассматривая прения, разгоревшиеся после выступления Розанова, автор анализирует те реплики, которые связаны с метафизикой. Бердяев же строит свой ответ Розанову на аргументе-вопросе: что такое мир? Является ли мир только наличным бытием, или же это ценностная категория? Автор трактует этот аргумент как, на первый взгляд, разрушающий позицию Розанова: если мир лишен ценностного измерения, то ценности мира и Христа не могут быть противопоставлены друг другу. В заключении автор подчеркивает, что главная проблема полемики заключается в различном понимании метафизики у Розанова и Бердяева и подчеркивает актуальность ответа на вопрос о том, что такое метафизика, для современных дискуссий о религии.

Об авторах
Павлов Илья Ильич
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Библиография

1. Бикбов 2015 — Бикбов А. Т. Как нужно изучать российскую и советскую философию, чтобы не умереть от скуки? // Финиковый компот. 2015. № 9. С. 63–65.

2. Воронцова 2017 — Воронцова И. В. Новое религиозное сознание и «неохристианство» (дискуссия в Петербургском религиозно-философском обществе в 1907–1909 гг.) // Христианское чтение. 2017. № 2. С. 307–324.

3. Воронцова 2008 — Воронцова И. В. Русская религиозно-философская мысль в начале XX века. М.: ПСТГУ, 2008.

4. Евлампиев 2000 — Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX–XX веках. В 2 частях. СПб.: Алетейя, 2000.

5. Ермишин, Коростелев 2009 — Ермишин О. Т., Коростелев О. А. Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): вехи истории, тематика заседаний, дискуссии // Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде): история в материалах и документах. В 3 т. Т. 1. 1907–1909. М.: Русский путь. 2009. С. 6–26.

6. Зеньковский 2001 — Зеньковский В. В. История русской философии. Харьков: Фолио; М.: Эксмо-пресс, 2001.

7. Лосский 1991 — Лосский Н. О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991.

8. Мейясу 2015 — Мейясу К. После конечности: эссе о необходимости контингентности. Екатеринбург, М.: Кабинетный ученый, 2015.

9. Струп 2014 — Струп К. Российские истоки так называемого «постсекулярного момента». Некоторые предварительные наблюдения // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2014. № 1 (32). С. 9–39.

10. Узланер 2011 — Узланер Д. А. Введение в постсекулярную философию // Логос. 2011. № 3 (82). С. 3–32.

11. Узланер 2013 — Узланер Д. А. Картография постсекулярного // Отечественные записки. 2013. №1 (52). С. 175–192.

12. Черняев 2014 — Черняев А. В. Николай Бердяев. Реформатор без Реформации // Вопросы философии. 2014. № 11. С. 79–87.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас