Как сегодня возможна критика Макса Вебера?
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
1099


Скачивания
59
Образовательные программы
УДК
1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ
Дата выпуска
24.09.2019
Год выпуска
2019
DOI
10.31857/S004287440006024-1
Как сегодня возможна критика Макса Вебера?
Аннотация

Авторы проводят мысль о том, что в лекции «Наука как призвание и профессия» М. Вебер артикулировал ряд противоречий в отношении современного для него состояния и перспектив научного знания и исследовательской коммуникации. Научное сообщество представлялось М. Веберу обладающим исключительной способностью производить «объективные» (а не субъективно-оценочные) высказывания о природе и обществе. Однако именно высказанная 100 лет назад идея разграничения науки и не-науки и вытекающее отсюда суверенное право ученых определять направления научного и технического развития вступили в фундаментальное противоречие с современным обществом, в котором наука все больше профессионализируется и превращается в «государственно-капиталистическое предприятие», а индивидуальные смыслы и мотивации ученого, его представления о собственной особой миссии или призвании утрачивают смысл. И хотя сам дискурс лекции ориентирован на демифологизацию миссии современного ученого, Вебер, по мнению авторов, видит универсальную задачу науки в обеспечении ясности альтернативных позиций, а ученый выступает всеприсутствующим наблюдателем или судьёй, обозначающим перед человеком набор последствий того или иного действия. Так что научное объективное суждение оказывается в итоге суждением ценностным, а различение должного и сущего оказывается должным, то есть ненаучным. Данное противоречие авторы предлагают считать основным пунктом критики веберовской позиции применительно к интерпретации современного положения науки.

Об авторах
Антоновский Александр Юрьевич
Институт философии РАН
Бараш Раиса Эдуардовна
Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук
Библиография

1. Антоновский 2017а – Антоновский А.Ю. Эволюционный подход к развитию науки. К русскому переводу работы Н. Лумана «Эволюция науки» // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 52. № 2. С. 201?214.

2. Антоновский 2017б – Антоновский А.Ю. Наука как общественная подсистема. Никлас Луман о механизмах социальной эволюции знания и истины // Вопросы философии. 2017. № 7. С. 158–171.

3. Бараш 2017 – Бараш Р.Э. «Истина» и «власть» как категории социальной философии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 5. С. 120–134.

4. Касавин 2014 – Касавин И.Т. Интерактивные зоны: к предыстории научной лаборатории // Вестник РАН. 2014. Т. 84. № 12. С. 1098–1106.

5. Касавин 2017 – Касавин И.Т. Нормы познания и познание норм // Эпистемология и философия науки. 2017. Том 54. № 4. С. 8?19.

6. Лекторский и др. 2013 – Гуманитарное знание и социальные технологии (материалы «конференции-круглого стола»). Участники: Касавин И.Т., Розин В.М., Колпаков В.А., Маркова Л.А., Лекторский В.А. и др. // Вопросы философии. 2013. № 9. С. 3–30.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас