«Vernunftlehre» и «Logik» в немецкой философии XVIII в. и задачи логики в эпоху Просвещения. Часть II
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
974


Скачивания
83
Образовательные программы
УДК
1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ
Дата выпуска
28.03.2019
Год выпуска
2019
DOI
10.31857/S004287440004420-7
«Vernunftlehre» и «Logik» в немецкой философии XVIII в. и задачи логики в эпоху Просвещения. Часть II
Аннотация

В течение XVIII в. в немецкой философии сосуществовало около десятка терминов для обозначения логики, из которых особо выделялись два: «Vernunftlehre» и «Logik». Разночтения, первоначально связанные с переходом от латинского философского языка к немецкому, привели и к содержательным различиям в понимании задач логики в эпоху немецкого Просвещения, наиболее отчетливо проявившимся в «Учении разума» Хр. Томазия и «Немецкой логике» Хр. Вольфа. Томазий антропологизирует учение разума, утверждая, что оно относится только к человеку как обладающему разумом, и объясняет саму потребность в логике результатом грехопадения, после которого необходимо возвращение к здоровому состоянию рассудка. Томазий отказывается от схоластической мнемоники и силлогистики и концентрируется на практических задачах логики в повседневной жизни. Вольф строит собственную логику на математическом методе, исходит в теоретической части из трехчленной структуры «понятие – суждение – умозаключение» и является сторонником универсального применения силлогистики, в том числе и в искусстве открытия. Различаясь во взглядах на силлогистику, и Вольф, и Томазий утверждают необходимость в логике средств не только для обоснования истины, но и для открытия новых истин. Как Вольф, так и Томазий сознательно уходят от дискуссий по поводу второй составляющей термина «учения разума», а именно: является ли логика учением, наукой, искусством, инструментом, предпочитая вместо этого разрабатывать практическую часть логики, одним из высших достижений которой является соответствующий раздел в латинской логике Вольфа.

Об авторах
Круглов Алексей Николаевич
Российский государственный гуманитарный университет
Библиография

1. Вольф 1765 – Вольф Хр. Разумные мысли о силах человеческого разума и их исправном употреблении в познании правды, любителям оной изданы. СПб.: Типография Артиллерийского и Инженерного Шляхетного Кадетского Корпуса, 1765 (Wolff, Christian (1713) Vernunfftige Gedancken…).

2. Вольф 1770 – Вольф Хр. Сокращение первых оснований мафиматики, сочиненное в ползу учащагося юношества. Т. 1. СПб.: Морской шляхетный кадетский Корпус, 1770 (Wolff, Christian (1737) Auszug aus den Anfangs-Grunden…).

3. Вольф 2001 – Вольф Хр. Разумные мысли о Боге, мире и душе человека, а также о всех вещах вообще, сообщенные любителям истины Христианом Вольфом (1725) / Жучков В.А. (ред.) Христиан Вольф и философия в России. СПб.: РХГИ, 2001. С. 230–358 (Wolff, Christian (1713) Vernunfftige Gedancken…).

4. Гейне 1994 – Гейне Г. К истории религии и философии в Германии. М.: Прогресс, 1994 (Heine, Heinrich (1834) Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deutschland).

5. Декарт 1989 – Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т. 1. М: Мысль, 1989. С. 250–296 (Descartes, Rene (1637) Discours de la methode).

6. Кант 1994а – Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994 (Kant, Immanuel (1787) Kritik der reinen Vernunft).

7. Кант 1994б – Кант И. Логика // Кант И. Сочинения в 8 т. Под ред. А.В. Гулыги. Т. 8. М.: Чоро, 1994. С. 266–398 (Kant, Immanuel, Logik. Ein Handbuch zu Vorlesungen).

8. Лейбниц 1984а – Лейбниц Г.В. Некоторые соображения о развитии наук и искусстве открытия // Лейбниц Г.В. Сочинения в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1984. С. 474–479 (Leibniz, Gottfried Wilhelm (1984) [Some considerations about the development of the sciences and the ars inveniendi]).

9. Лейбниц 1984б – Лейбниц Г. В. Письмо к неизвестному адресату // Лейбниц Г.В. Соч. в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1984. С. 151–158 (Leibniz, Gottfried Wilhelm (1984) [Letter to an unknown addressee]).

10. Рижский 1790 – Рижский И.С. Умословие или умственная философия, написанная в Санкт-Петербургском горном училище. В пользу обучающегося в нем юношества. СПб.: Типография горного училища, 1790 (Rizhsky, Ivan S. (1790), Logic or philosophia rationalis).

11. Тетенс 2013 – Тетенс И.Н. О всеобщей спекулятивной философии. М.: Канон+, 2013 (Tetens, Johann Nicolaus (1775), Ueber die allgemeine speculativische Philosophie).

12. Круглов 2018 – Круглов А.Н. «Vernunftlehre» и «Logik» в немецкой философии XVIII в. и задачи логики в эпоху Просвещения. Часть I // Вопросы философии. 2018. № 9. С. ?–?

13. Крыштоп 2017 – Крыштоп Л.Э. Христиан Томазий о религии и морали: начало Просвещения в Германии // История философии. 2017. Т. 22. № 2. С. 29–43.

14. Лубкин 1805 – Лубкин А.С. Письма о критической философии // Северный вестник. 1805. Ч. VII. С. 184–197.

15. Хинске 2007 – Хинске Н. Между Просвещением и критикой разума: этюды о корпусе логических работ Канта; Без примечаний: афоризмы. М.: Культурная революция, 2007.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас