Христианство как проблема
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
886


Скачивания
78
Образовательные программы
УДК
1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ
Дата выпуска
28.03.2019
Год выпуска
2019
DOI
10.31857/S004287440004405-0
Христианство как проблема
Аннотация

По мнению автора статьи, христианство являет собой проблему, которая решается в жизни каждого человека постольку, поскольку эта жизнь предстает как бытие. Основание для такого суждения дает уникальная особенность христианства – его тринитарная природа. С одной стороны, она содержит в себе возможность демифологизации важнейших представлений христианства, что позволяет ему говорить с современным человеком на понятном ему языке. С другой, тринитарность свидетельствует о возможности преображения исторических форм христианства в кантовскую «религию разума» – духовный феномен, который, не исключено, выходит уже за рамки традиционного понятия «религия». Осмыслить такую возможность позволяет философия сознания, в частности, философия М. Мамардашвили. Автор поддерживает идею о вероятностности исторического развития, которая ставит под сомнение возможность однозначно судить о том, каково бы могло быть будущее. Поэтому преображение исторических форм христианства проблематично и в конечном счете зависит от свободной воли человека. Реализация предустановленных тавтологических предпосылок бытия, о которых говорит философия сознания, одно из возможных оснований для создания в итоге человечеством гуманистической социальности. Однако современная цивилизация, которую как нельзя лучше характеризуют такие феномены, как «массовый человек», находящийся, в сущности, вне сознания, а также драматические противоречия между «богатым Севером» и «бедным Югом», приведшие, в частности, к появлению исламистского терроризма, движется, по мнению Г.С. Киселева, все дальше от исторического бытия и не создает условий для перспектив появления гуманистической цивилизации.

Об авторах
Библиография

1. Бердяев 1936 – Бердяев Н.А. Проблема человека (к построению христианской антропологии) // Путь. 1936. № 50 [Berdyaev N. The Problem of Man. Towards the Construction of a Christian Anthropology. In Russian].

2. Бердяев 1993 – Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика Божественного и человеческого // Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993 [Berdyaev N. Existential Dialectic of Divine and Human. In Russian].

3. Бодрийар 2008 – Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000 [Baudrillard J. A l’ombre des majorites silencieuses ou la fin du social. Russian Translation].

4. Кант 1980a – Кант И. О неудаче всех философских попыток теодицеи // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 60–77 [Kant I. Uber das Misslingen aller philosophischen Versuche in der Theodizee. Russian Translation].

5. Кант 1980б – Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. C. 78–278 [Kant I. Die Religion innerhalb der Grenzen der blo?en Vernunft. Russian Translation].

6. Кант 1994 – Кант И. Спор факультетов // Кант И. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 7. М.: Чоро, 1994 [Kant I. Streit der Fakultaten. Russian Translation].

7. Мамардашвили 1992 – Мамардашвили М.К. Быть философом – это судьба // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. С. 27–40 [Mamardashvili M. To be a Philosopher is a Destiny. In Russian].

8. Мамардашвили 1994 – Мамардашвили М.К. Философия и личность // Человек. 1994. № 5. С. 5–19 [Mamardashvili M. Philosophy and Personality. In Russian].

9. Мамардашвили 1996 – Мамардашвили М.К. О сознании // Мамардашвили М.К. Необходимость себя: введение в философию: доклады, статьи, философские заметки. M.: Лабиринт, 1996 [Mamardashvili M. On Consciousness. In Russian].

10. Мамардашвили 2002 – Мамардашвили М.К Введение в философию. СПб. 2002. [Mamardashvili M. Introduction in Philosophy. In Russian].

11. Соловьев 1914 – Соловьев Вл. Об упадке средневекового миросозерцания. (Реферат, читанный в заседании Московского Психологического общества 19 октября 1891 года) // Соловьев Вл. Собрание сочинений. Т. 6. СПб.: Просвещение, 1914 [Solovyov V. On Decay of Medieval Outlook. In Russian].

12. Соловьев 2004 – Соловьев Вл. Чтения о Богочеловечестве. М.: АСТ, 2004 [Solovyov V. Lectures on Godmanhood. In Russian].

13. Федотов 1933 – Федотов Г. Социальное значение христианства. Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1933 [Fedotov G. The Social Meaning of Christianity. In Russian].

14. Фромм 1990 – Фромм Э. Бегство от свободы / пер. Г.Ф.Швейник. М.: Прогресс, 1990 [Fromm E. Escape from Freedom. Russian Translation].

15. Аверинцев 1994 – Аверинцев С.С. Несколько соображений о настоящем и будущем христианства в Европе // Нравственные ценности в эпоху перемен. М., 1994. C. 85–93.

16. Желудков, Любарский 1982 – Желудков С., Любарский К.A. Христианство и атеизм. Брюссель: Жизнь с Богом, 1982.

17. Матвеев 2009 web – Матвеев Д. Как спасти «разговор о боге» // Континент. 2009. № 139 (http://magazines.russ.ru/continent/2009/139/ma27.html).

18. Ратцингер 2007 – Ратцингер И. (Бенедикт XVI). Ценности в эпоху перемен / пер. В. Витковского. М.: Библейско-богословский институт Святого Апостола Андрея, 2007.

19. Шмеман 2005 – Шмеман А. Дневники. М.: Русский путь, 2005.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас