Эклектичность феноменологии религии: случай Г. ван дер Леу
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
1011


Скачивания
84
Образовательные программы
УДК
1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ
Дата выпуска
28.03.2019
Год выпуска
2019
DOI
10.31857/S004287440003867-8
Эклектичность феноменологии религии: случай Г. ван дер Леу
Аннотация

Целью статьи является раскрытие особенностей феноменологии религии Г. ван дер Леу. Для этого сначала рассматриваются возможные истоки феноменологии Леу, в частности, влияние на него его учителя голландского религиоведа У.Б. Кристенсена и шведского теолога Н. Зёдерблома. Далее анализируется герменевтический метод, который Леу считал основным для науки о религии; для него понимание всегда подразумевает структурирование и раскрытие сущности феноменов, в основе же понимания должна лежать симпатия: исследователь без симпатического понимания одной религии неспособен понять другую. Цель феноменолога – отстранение для изучения религиозных феноменов. Но, декларируя исследование феноменов сознания, Леу все равно постулирует существование объективной реальности религиозных феноменов. В статье доказывается, что проблему понимания мира другого Леу пытается решить посредством привлечения современных ему психологических теорий. В трудах Леу обнаруживается влияние теорий К. Ясперса, З. Фрейда, экзистенциальной психологии Л. Бинсвангера, типологической теории Э. Кречмера. Далее рассматривается религиозный эволюционизм в феноменологии Леу (порой доходящий до редукционизма), который хорошо прослеживается на примерах культов отца, матери, появления демонов и др. В заключение делается вывод, что Леу был очень непоследователен в своих трудах.

Об авторах
Самарина Татьяна Сергеевна
Институт философии РАН
Библиография

1. Фрейд 1991 – Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991 (Freud, Sigmund, Einfuhrung in die Psychoanalyse in Russian Translation, 1991).

2. Chantepie de la Saussaye, Pierre D. (1887) Lehrbuch der Religionsgeschichte, J.C.B. Mohr, Freiburg.

3. Kristensen, William Brede (1960) The Meaning of Religion, M. Nijhoff, The Hague.

4. van der Leeuw, Gerard (1925) Einfuhrung in die Phanomenologie der Religion, Ernst Reinhardt, Munchen.

5. van der Leeuw, Gerard (1926) “Uber einige neuere Ergebnisse der psychologischen Forschung und ihre Anwendung auf die Geschichte, insonderheit die Religionsgeschichte“, Studi e Materiali di Storia delle Religioni, Vol. II, Anonima Romana Editoriale, Roma, pp. 1–43.

6. van der Leeuw, Gerard (1933) Religion in Essence & Manifestation: A Study in Phenomenology, Macmillan, New York.

7. van der Leeuw, Gerard (1959) Sakramentales Denken: Erscheinungsformen und Wesen der au?erchristlichen und christlichen Sakramente, Johannes Stauda, Kassel.

8. van der Leeuw, Gerard (2016) Religion in Essence and Manifestation, Princeton University Press, Princeton.

9. Soderblom, Nathan (1913) Naturliche Theologie und Allgemeine Religionsgeschichte, J.C. Hinrichs Buchhandlung, Leipzig.

10. Soderblom, Nathan (1926) Das Werden des Gottesglaubens: Untersuchungen uber die Anfange der Religion, J.C. Hinrichsche Buchhandlung, Leipzig.

11. Зенкин 2012 – Зенкин С.Н. Небожественное сакральное. М.: РГГУ, 2012.

12. Кирсберг 2016а – Кирсберг И.В. Феноменология религии Г. ван дер Леува как нефеноменологический образец? // Вопросы философии. 2016. № 12. С. 208–213.

13. Кирсберг 2016б – Кирсберг И.В. Феноменология в религиоведении: Какой она может быть? М.: Прогресс-Традиция, 2016.

14. Петтацциони 2014 – Петтацциони Р. Сравнительный метод // Религиоведческие исследования. № 1–2 (9–10), 2014. С. 24–40.

15. Самарина 2017 – Самарина Т.С. Феноменология религии и философская феноменология // Вопросы философии. 2017. № 4. С. 61–71.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас