Гносеологическая теория Чжан Дунсуня
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
430


Скачивания
49
Дата выпуска
01.03.2021
Год выпуска
2021
DOI
10.31696/2618-7043-2021-4-3-704-719
Гносеологическая теория Чжан Дунсуня
Аннотация
Статья представляет собой изложение «теории гносеологического плюрализма» Чжан Дунсуня на основании его книги «Теория познания» (认识论). Чжан Дунсунь был одним из первых китайских философов XX в., создавших целостную гносеологическую теорию, а также одним из первых межкультурных философов. Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что о данном философе в отечественной литературе существует довольно мало работ. О его теории «гносеологического плюрализма» в общем виде можно прочитать в энциклопедических статьях об авторе, встречаются также упоминания некоторых частных аспектов его теории. Целью данной работы являлось изложение гносеологической теории Чжан Дунсуня, содержащейся в его книге «Теория познания», которая стала основным источником данного исследования. В качестве литературы использованы статьи, соответствующие главы монографий отечественных и зарубежных специалистов. В качестве методов в работе использованы, главным образом, сравнительный и системный подходы. В результате было выявлено основное содержание теории гносеологического плюрализма, в связи с которым рассмотрены взгляды Чжан Дунсуня на космологию, на которую оказали влияние чань-буддизм и теория эволюции, также были затронуты его взгляды на культурную обусловленность знания. По ходу изложения теоретических идей философа проводятся параллели с западными и традиционными восточными философскими построениями, которые могли оказать влияние на формирование теории гносеологического плюрализма Чжан Дунсуня.
Об авторах
Рубец М. В.
Институт философии РАН
Библиография

1. Кобзев А. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М.: Восточная литература; 1994. 431 с.

2. Белоусов С. Р. Китайская версия «государственного социализма»: 20–40-е годы XX в. М.: Наука; 1989. 222 с.

3. Littlejohn R., Li Qingjun. Chinese and Western philosophy in dialogue. Educational Philosophy and Theory. 2019;53(1):10–20. DOI: 10.1080/00131857.2019.1701386.

4. Chen Bo. Justification of Induction: Russell and Jin Yuelin. A Comparative Study. History and Philosophy of Logic. 2012;33:353–378. DOI: 10.1080/01445340.2012.680703

5. Littlejohn R. Chinese reception of Western Philosophy. ASIA Network Exchange. 2014;22(1):38–48. DOI: 10.1080/00131857.2019.1701386.

6. Кобзев А. И. Чжан Дун-сунь. Духовная культура Китая. Энциклопедия. В 5 т. Гл. ред. М. Л. Титаренко. М.: Восточная литература; 2006. Т. 1: Философия. Ред. М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. 2006. С. 564–566.

7. Jiang X. Zhang Dongsun: Pluralist Epistemology and Chinese Philosophy. In: Cheng Ch., Bunnin N. (eds) Contemporary Chinese Philosophy. Malden and Oxford: Blackwell Publishers Ltd.; 2002. P. 57–81. DOI: 10.1002/9780470753491.ch4.

8. Chan Wing-tsit (transl. and comp.). A Source Book in Chinese Philosophy. Princeton – New Jersey: Princeton University Press; 1963.

9. Rošker J. S. Zhang Dongsun’s Views on the Cultural Conditionality of Logic and Epistemology. Studia orientalia Slovaca, 2011;10.2:361–375.

10. Чжан Дунсунь. Теория познания. Шан-у иньшугуань; 2011. 179 с. (На кит. яз.)

11. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. В: Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 1. Под ред. И. С. Нарского. М.: Мысль; 1985. 623 с.

12. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука. В: Кант И. Собрание сочинений. В 8 т. Под ред. А. В. Гулыги. Т. 4. М.: Чоро; 1994. 630 с.

13. Кобзев А.И. Китай и атомизм. Историко-философский ежегодник. №2010. М.: Институт философии РАН; 2011. С. 367–394. – URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kitay-i-atomizm (дата обращения: 26.08.2021).

14. Чжан Дунсунь. Лисин юй лянчжи. Чжан Дунсунь вэньсюаньШанхай: Шанхай Юаньдун чубаньшэ; 1995. (На кит. яз.)

15. Roshker J. The Abolishment of Substance and Ontology: A New Interpretation of Zhang Dongsun’s Pluralistic Epistemology. Synthesis Philosophica. 2009;47(1):153–165.

16. Майданов А. С. Проблемы контрарности и их решение в чань-буддизме. Вопросы философии. 2009;4:126–138.

17. Философия буддизма. Энциклопедия. Отв. ред. М. Т. Степанянц. М.: Восточная литература; 2011. 1045 с.

18. Мао Ипэн. Трансформация трансцендентальной философии Канта Чжан Дунсунем как форма интеграции китайской и западной культур. Жэньвэнь цзачжи. 2005–06. С. 42–48.. Режим доступа: https://www.1xuezhe.exuezhe.com/qk/art/303936?code=B5&pageIndex=0&pdcyear=2006&pdcno=02&dbcode=1 &flag=1. Дата обращения: 20.06.2021. (На кит. яз.)

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас