К проблеме связи поэтического текста и доктрин суфийских братств (суфийская поэзия А. Лахути)
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
376


Скачивания
44
Дата выпуска
01.04.2019
Год выпуска
2019
DOI
10.31696/2618-7043-2019-2-4-1021-1037
К проблеме связи поэтического текста и доктрин суфийских братств (суфийская поэзия А. Лахути)
Аннотация
 В статье речь идет о ранней поэзии Абулькасима Лахути - разделе Диван, изданном впервые Али Башири в 1979 г. в Тегеране и обозначенном как Ашʻāр-е мазхаби ва ʻэрфāни («Религиозные и суфийские стихи»). Если револю­ционные, патриотические, лирические стихи Лахути, публиковавшиеся начи­ная с 1909 г., широко известны, много раз изданы и изучены, то ранняя поэзия Лахути как бы не принималась во внимание при построении творческой био­графии поэта. Выявить взаимосвязь газелей поэта с принадлежностью их автора к какому-либо суфийскому братству или направлению, как правило, довольно трудно, если не иметь об этом прямых сообщений биографов или сведений о его наставниках-шейхах. Сказывается ли идеология того или иного братства в поэтике газели - один из самых малоизученных вопросов текстоло­гии. В упомянутый раздел входят традиционные жанры - воспевание един­ства Божьего - таухид, на‘т - восхваление пророка Мухаммада, Али, имама Хусейна, оплакивание событий в Кербеле, восхваление наставника поэта шейха Хейрана Курдистани и еще ряд произведений. Вторую часть раздела составляют 107 газелей. Как сообщает Лахути в автобиографии, он вступил в суфийское братство. В этой статье мы сосредоточимся на связи ранней поэ­зии Лахути с доктринами суфийских братств, отраженных в поэтике его газе­лей: в творчестве этого периода можно найти знакомство с доктриной братств неʻматаллахи, ахл-е хакк или ʻали-илахи. У поэта было несколько наставников, каждый из которых представлял свой тип суфийского пути - экстатически-ви- зионерский, воинствующий и, наконец, путь скромного безгрешного поведе­ния и довольствования малым, и ранняя газель Лахути соответственно отра­жает и эти типы поведения.
Об авторах
Пригарина Н. И.
Институт востоковедения РАН
Библиография

1. Диван-е Абу'л Касим Лахути; ба кушеш ва мокаддеме-йе Ахмад Башири. Техран, чапхане-йе Сепехр; 1328/1979. (На перс. яз.)

2. Лахути А. Моя жизнь. Памир (Душанбе). 1982;11:36-53.

3. Милославский Г. В., Петросян Ю. А., Пиотровский М. Б., Прозоров С. М. (ред.) Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука; ГРВЛ; 1991.

4. Stead F. M. The Ali Ilahi Sect in Persia. The Moslem World. 1932;12(2):184-189.

5. Ivanow W. The Ali-Ilahis or Ahl-i Haqq. (In Eng.) Available at: http://www. ismaili.net/Source/0723/07234b.html

6. Корбен А. История исламской философии. 3-е изд. М.: Академический проект; Садра; 2016.

7. Nasir al-Din Tusi. Paradise of Submission. A medieval Treatise on Ismaili Thought. A New Persian Edition and English translation of Nasir al-Din Tusi’s Rawda-yi taslim. Edited and Translated by S. J. Badakhchani. London & New York:I. B. Taurus Publishers in association with the Institute of Ismaili Studies; 2005.

8. Daftary F. The Isma'ilis. Their history and doctrines. Cambridge: Cambridge University Press; 1999.

9. Тримингем Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М.: Наука; ГРВЛ; 1989.

10. Минорский В. Ф. (пер.) Материалы для изучения персидской секты «Люди Истины» или 'Али-Илахи. Ч. 1. М.: Тип. «Крестного календаря»; 1911.

11. Жуковский В. А. Секта «Людей истины» - Ahli hakk - в Персии. СПб.: Тип. Имп. Акад. Наук; 1887.

12. Minorsky V. Ahl-i Hakk. In: Gibb H. A. R., Kramers J. H., Lévi-Provenfal E., Schacht J., Stern S. M. (eds) The Encyclopaedia of Islam. Leiden: E. J. Brill; 1986. Vol. 1. P. 260-263.

13. Диван-е газалиййат-е Мавлана Шамс ад-Дин Мухаммад Хадже Хафез-е Ширази. Ба кушеш-е доктор Халил Хатиб Рахбар.Техран 1372/1994. (На перс. яз.)

14. Вассерман Дж. Тамплиеры и ассассины; Стражи небесных тайн. СПб.: Евразия; 2008. Гл. 10. Низариты-исмаилиты в наши дни. Режим доступа: https://history.wikireading.ru/315853

15. Лахути А. Курдистан и курды. Новый Восток. 1923;4:58-71.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас